Сибирские огни, 1959, № 4

К н Ц Л С Н CfС C fffo^ fC C H lfC — " 'Ч'■ ■•■ Ю А . Л е в и т и н а Б Б О Р Ь Б Е З А Б О Е В О Е С О Ц И А Л И С Т И Ч Е С К О Е И С К У С С Т В О выдающийся деятель междуна- родного рабочего движения Клара Цеткин была также талантливым литературоведом. Свою литературно­ критическую работу она рассматривала, как неотъемлемую часть своей общест­ венной деятельности. Отсюда — поле­ мическая страстность и политическая целеустремленность ее статей. В рецензируемый сборник1 включены основные ее работы по вопросам лите­ ратуры и искусства. Причем впервые в русском переводе напечатаны здесь статьи «Фридрих Шиллер», «Свыше наших сил» (анализ драмы Бьернсона), «Поэт революции» (о Фрейлиграте) и «Фриц Рейтер». В сборник вошла и статья «Генрик Ибсен»2, а также «Ис­ кусство и пролетариат» и «Из воспоми­ наний о Ленине» — труды, имеющие первостепенное значение. Книга снабжена ценными примеча­ ниями, и ей предпослана вступи­ тельная статья М. М. Кораллова, хо­ рошо показывающая исторические ус­ ловия литературно-критической дея­ тельности К. Цеткин в период острой идеологической борьбы между правым и левым крылом социал-демократии Гер­ мании, которая развернулась накануне первой мировой войны. Сборник знакомит читателя со статья­ ми К. Цеткин, написанными в 1906— 1911 годах. На этих статьях заметно сказалось влияние первой русской рево­ люции, идеологические последствия ко­ торой отразились на международном 1 Клара Цеткин. О ли тературе и искусст­ ве. ГИХЛ. М.. 1958, 132 стр. 1 Впервые напечатана на русском я зы ке в ж урнале «Иностранная литература» 1956, № 5. рабочем движении. Процесс революцио­ низирования его наиболее здоровых элементов и переход в лагерь оппорту­ низма и ревизионизма менее устойчивой части социал-демократии, не сумевшей извлечь необходимых уроков из опыта революции 1905 года, — все это отра­ зилось и на характере той борьбы в об­ ласти эстетики, которая разгорелась на страницах социал-демократической пе­ чати Германии. Ленин был первым, кто в период ре­ волюции 1905 года дал решительный бой врагам марксистской эстетики. В статье «Партийная организация и парт тийная литература» он четко и опреде­ ленно заявил об отношении партии к литературе, как важному оружию в ре­ волюционной борьбе пролетариата. Это был центральный тезис, вокруг которого велась борьба между защитниками марксизма и ревизионистами и в России и в Европе. Работа К. Цеткин «Искусство и про­ летариат» была написана в ходе поле­ мики с ревизионистами II Интернацио­ нала. В основных своих положениях она совпадает с ленинской статьей. Споря со своими противниками, автор ее утверж­ дает, что искусство в буржуазном об­ ществе не обладает свободой, что оно «подчиняется железным законам товар­ ного производства», а это означает пре­ вращение его творений в товар. «Как ткани и кофе, так и художественный товар должен завоевать себе рынок». Вслед за Лениным, писавшим о рас­ цвете действительно свободного искус­ ства в социалистическом обществе, где оно будет служить не верхним десяти тысячам, а миллионам трудящихся, К. Цеткин так характеризует историче­ ские условия, которые должны обеспе­ чить подлинную свободу искусства: «Лишь тогда, когда труд сбросит ярмо капитализма и тем самым будут ликви­ дированы классовые противоречия в об­ ществе, лишь тогда мечта о свободе ис­ кусства обретет реальность и гений художника сумеет свободно совершать свой полет ввысь». Эта мысль выдаю­ щегося марксиста — хороший ответ и современным ревизионистам, которые вопят о невозможности свободного твор­ чества в социалистическом обществе, при диктатуре пролетариата. 12. «Сибирские огни» № 4. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2