Сибирские огни, 1959, № 4
щение писателя. Нет, не была JI. Сей- фуллина пассивным созерцателем ста рых и новых достопримечательностей Европы. Давно не переиздавалось самое пер вое крупное произведение JI. Сейфулли- ной — повесть «Четыре главы», приме чательная тем, что в ней живо и взвол нованно передавались умонастроения, чувства людей,' стремительность собы тий революционной поры. Включена в том «Избранного» и пьеса «Наташа», в которой интересно рассказано об уди вительной судьбе простой русской жен щины в наше время. Но самая большая заслуга составите лей двухтомника заключается в том, что они восстановили первоначальный текст повести «Виринея», испорченный по следними изданиями, что они включили некоторые отличные рассказы (правда, далеко не все) двадцатых годов — «Инструктор «красного молодежа». «Налет», «Из рассказов Анны Макси мовны». Наконец, они восстановили не справедливо забытую талантливую по весть «Каин-кабак» (1926). Как и «Перегной», и «Виринея», по весть «Каин-кабак» посвящена револю ции, гражданской войне, но на новом, последнем ее этапе, в обстановке 1922 года. Перед широкими массами трудящихся, завоевавших Советскую власть, со всею остротою встал вопрос, с чего начать, в каком направлении и как вести хозяйство? Партия большеви ков от политики военного коммунизма сделала решительный и научно обосно^ ванный поворот к новой экономической политике. Наступил период ожесточен ных схваток, беспощадной борьбы на хозяйственном фронте. Далеко не все успевали за ходом развернувшихся со бытий, далеко не все сразу поняли и приняли ленинскую политику. Дальней ший путь революции оказался сложным и тернистым. Те же самые партизаны, которые вчера смело и преданно дра лись за Советскую власть, сегодня ра стерялись, охладели, отошли от рево люции, а иные поддались на агитацию, взяли в руки оружие, участвовали в за говорах против Советской власти, меч тались, искали, мучались. Сложный процесс ломки, происходивший в созна нии некоторых людей в изменившихся условиях двадцатых годов, и нашел свое отражение в советской литерату ре — у Л. Леонова, А. Толстого, Б. Лав ренева. Об этом же рассказала Л. Сей- фуллина в повести «Каин-кабак». Каин-кабак — башкирское название небольшого дальнего хутора^ по-русски оно обозначает Березовый лог. В 1922 году в этом глухом месте «устроил себе логово для запойных дней шум ливый человек Григорий Алибаев, пар тизанский командир, председатель во лостного Уссерганского совета». Григорий Алибаев — крестьянский вожак типа Вершинина из «Бронепоез да 14-69» Вс. Иванова. С той только разницей, что нет рядом с ним комму ниста Пеклеванова и действует он в иной обстановке, которую ни понять, ни принять не может. «Мне Москва не указ. Власть на ме стах, за что боролись? Пускай там гос подам потакают, мы буржуям не потат чики. Заново брюхо отрастить не дадим, ша-а-алишь!.. У нас как постановили, так не сменяем: мужичий верх, а не гос подский». При этом Алибаев не только так го ворит, но и делает. Как председатель волостного Совета, он запрещает в своей округе свободную торговлю, содержит отряд по уже отмененной реквизиции продуктов и имущества, ищет, думает, как ему дальше поступить, и попадает к атаману Нехорошеву, организатору заговора против Советской власти. Ата ман — авантюрист, свои истинные, антинародные, грабительские цели он скрыл, придумать что-либо для кресть ян привлекательное не сумел. Алибаев это первым понял. Вот как выглядела история с заговором в его бесхитрост ном рассказе: «Народу понасобирали... Надо было программу, идеологией это называется, придумать. А бес ее выдумает идеоло- гию-то, — это не наше дело. Думали Сибирь отдельным государством объ явить, а что потом — не знаем... Стали искать знающих людей. Нехорошев бы ло эсеров искал, ну дельных не нашел... Ну чего же — гомозились, гомозились, а дела настоящего не выходит. Одна подготовка, а к чему — не знаю. Мне надоело... Перестал являться, куда ука зывали. На дело, говорю, зовите, голый разговор надоел». Далее выяснилось, что мужики во главе с Алибаевым давно уже разгляде ли, что «не в свой косяк попали», и от заговора «еще до объявки сбора отста вать зачали», поняли: не по пути им с Нехорошевым. А с кем по пути? Куда стремиться? Во имя чего сражаться? — вот проклятые вопросы, обступившие Алибаева в условиях нэпа. Достоинство повести Л. Сейфуллиной состоит в том, что она дала точный и верный психологический анализ душев ного состояния умного, честного, широ кого по натуре крестьянского вожака, не сумевшего разобраться в сути проис ходящего. Не простейший случай инте ресовал художника, а самый запутан ный. Крестьянин-труженик засомневал ся, правильно ли «в городу» поступают. Нет, «не против мужиков» идет Алиба ев, а только «против начальства», бур жуй ему не товарищ, и драться он с ними будет до последнего. Л. Сейфул- лина рисует его мягко, сочувственно, но так же правдиво, без преувеличений и прикрас, как она это делала, когда рассказывала о Софроне или Виринее. С Алибаевым в повести читатель впервые встречается в самый драмати
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2