Сибирские огни, 1959, № 4

по высоким индивидуальным качествам своей души, человека — большевика драгоценной пробы. Над[ежда] Конст[антиновна] сама заехала за мной на квар­ тиру, и и автомобиле она и говорила со мной о художественной литературе. Дословно разговора я не помню, а сочинительство в подобных случаях, считаю грехом. Поэтому я сообщу Вам только смысл сказанного Надеждой Константи­ новной. В основном, моя память ясно сохранила его. Основным качеством мо­ лодой советской литературы Щадежда] К[онстантиновна] считала ее правди­ вость. Помнится, она выразилась даже так: /бесстрашная правдивость». Но этой правдивости недостает еще глубины. Оттого произведения молодых совет­ ских писателей, в большинстве, не просты, вычурны по форме, по явному старанию рассказывать о жизни затейливо, а не простыми, ясными, понятными каждому человеку словами. Когда произведение глубоко по мысли, по автор­ скому познанию жизни, оно всегда словесно просто. Сила — внутри слов, а не во внешней затейливости фразы. Рассказ «Правонарушители» лично ей по­ нравился больше других моих произведений именно по этому признаку. А кроме того потому, что он — о детях. И Надежда Константиновна стала рас­ сказывать о своих встречах с детьми, в частности с пионерами. Она рассказала о том, как сильно в них чувство моральной ответственности перед советским об­ ществом и государством, и не только за себя, но и за своих родителей. Она со­ общила, мне о том, что девочка, отцу которой вручили на работе рогожное знамя, 4) восклицала в отчаянии: «Как же я с ним жить буду, если он не ис­ правится?» И о том, как дети твердо выполняют постановления своего пионер­ ского отряда. Одна девочка встретила Над[ежду] Конст[антиновну] у входа в здание, как поручили ей товарищи. Надгежда] Конст[антиновна], здороваясь, протянула ей руку. Девочка стала пунцовой в лице от смущения, прерывистым голосом, но все же решительно заявила: «В нашей организации мы руки не по­ даем». В их отряде были отменены рукопожатия. Над[ежда] Конст[антиновна] смеялась, рассказывая ,об этом случае. От этого хорошего смеха чудесной доб­ ротой осветилось все ее лицо. И она добавила: «Вот о такой нелицеприятной девочке следовало бы написать». Это ее выражение я твердо запомнила, пото­ му, что благодаря этой фразе, родился у меня образ девочки-пионерки, и я на­ писала рассказ «Таня». Его похвалил М. Горький, не часто хваливший меня. Все, что есть в рассказе хорошего, дано мне Надеждой Константиновной. Позднее мы встречались с Над[еждой] Константиновной] лишь на заседа­ ниях. Ни о литературе, ни о жизни отдельных разговоров у меня с ней больше не было. Вот какой женский образ, ее самое, Надежду Константиновну, надо за­ печатлеть в нашей художественной литературе! Не знаю, сумею ли я это сде­ лать, но сильно об этом мечтаю. Крепко жму Вашу руку. Л. Сейфуллина. П р и м е ч а н и я : 1. JI. Сейфуллина. Критика моей практики. Профиздат, 1934. 2. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию проходил 6—19- мая 1919 года. 3. «Правонарушители» JI. Сейфуллиной впервые напечатаны в журнале «Сибирские огни», 1922 г., № 2. 4. «Рогожное знамя» — средство воздействия на нерадивых рабочих, применявшееся на некоторых предприятиях в начале 30-х годов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2