Сибирские огни, 1959, № 4
Извлекаю чудесные воспоминания моло дости Книппер и моей. Тридцать три года отделяют от теку щего дня вечер того спектакля «Три сестры», на котором видела я Книппер- Чехову в роли Маши. Жена провинциального учителя Ку- лыгина, такая, какой показала ее Книп пер, мне до сих пор дорога чудесными чертами Прекрасной Дамы в ней. Книп- пер-Чехова умеет их найти в любом женском образе. Оттого столь живучи они в памяти зрителей. Стареющая актриса Аркадина в чеховской «Чай ке» — сколько в ней пошлости, специ фически женской дряни, эгоизма и само влюбленности. В материнстве она скупа не только на деньги сыну, но и на само забвенную ласку. В то же время, какая изумительная в ней цельность в любов ней женской страсти к избраннику-муж- чине. И в словах и в смехе Книппер сказывались и вкрадчивая любовная женская лесть и сила беззаветного чув ства. В одной из сцен с Трмгориным Арка- дина говорит ему: «...Я не стыжусь моей любви к тебе. Сокровище мое, от чаянная голова, ты хочешь безумство вать, но я не хочу, не пущу». — И смеется. Книппер в эти слова и смех сумела вложить всю сложную гамму женствен ного обаяния Аркадиной. В ее голосе— «скорей контральто, чем сопрано» и в смехе звучало иное обаяние, чем у Ирины Годуновой, иное, но столь же властное в свою эпоху, в свой час, в своем отображении правды о сильной женской любви. И что всего показатель нее для таланта молодой актрисы было в игре Книппер возрастная обречен ность на всяческое унижение, характер ная для поздней женской любви. Но как истинный художник она су мела победить свое недовольство, цель но, с душой войти в образ драматурга. Требовательный Немирович-Данченко писал Чехову: «Книппер удивительная, идеальная Аркадина. До того сжилась с ролью, что от нее не оторвешь ни ее ак терской элегантности обворожительной пошлячки, с к у п о с т и , ревности и так далее». Чеховские женские типы вооб ще были понятны и близки душе арти стки. Она видела, наблюдала в жизни душевное томление женщины переход ного периода. В роли Маши из «Трех сестер» после Книппер довелось мне видеть немало других талантливых актрис. Но незабы ваемым, н е т л е н н ы м для меня этот образ живет лишь в ее игре, в ее теат ральном воплощении. И на какой бы сцене, в других устах, ни слышала я иным голосом произнесенные трогатель ные чеховские слова в сцене покаяния: «Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда», — я вижу снова лишь Книппер-Чехову, ее лицо, ее глубокий голос слышу. Неотразимый милый облик Маши. Он создан был Оль гой Леонардовной в счастливый творче ский час. Уменье актрисы находить ядро жен ского типа особенно убедительно сказа лось ,у Книппер-Чеховой в спектакле «Дядюшкин сон». Марья Александровна Москалева, провинциальная интриганка, смешная, пошлая и страшная мать, всеми средст вами добывающая своей красавице до чери богатого и знатного мужа, — в изо бражении Книппер-Чеховой — огромное сценическое достижение. У Достоевского — Москалева, как все его персонажи, —- образ противоречи вый, сложный, многогранный даже в смехотворных своих чертах. Смешным и' пошлым проникнуты все действия Москалевой. Но расходует эта пожив шая женщина на пошлые свои поступки незаурядную страсть, большую энергию, талантливую находчивость и подлинное мужество. Какое дьявольское искажение в жен щине лица Прекрасной Дамы! И как прекрасно передает это искажение Книппер-Чехова. Она умеет сказать о нем нежданно мягкой интонацией, ка кой-то одной нотой в чуть сорвавшемся голосе, когда умоляет дочь на коленях, когда говорит: «Но, Зина, ведь я люблю тебя»... А какое великолепное человече ское презрение звучит в ее разговоре с ничтожным ее мужем. У Книппер Мо скалева — вся от Достоевского, с пе чатью его страстотерпческого отраже ния душевной скверны в человеке, с не пременной его авторской тоской о чело веке, подвластном душевному безобра зию. Марья Александровна зла ужасно, и лжива, и корыстна, и пошла, а мгно вениями становится ее жалко. На фоне общей трагической пошлости, в окру жении людей маленьких и мерзких Мо скалева у Книппер-Чеховой вырастает в символ душевного женского уродства. Смеешься много во время спектакля, а по выходе из театра закипают в душе «невидимые слезы». Какой прекрасный человеческий материал был отдан чув ствам низменным и подлым. Высокое назначение театра заклю чается именно в том, что вещественное отображение жизни заставляет пони мать сущность ее добра и зла. Возбуж дает моральное чувство зрителей. У М. Шагинян, в ее стихах «Ориен- Талия», есть прекрасные проникновен ные строки: — О, смертный, бойся страшной казни , Вина из чаши не пролей. — И совершенней, глубже, связней Себя в своем запечатлей . Глубоко запечатлела себя в своем ис кусстве Ольга Леонардовна Книппер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2