Сибирские огни, 1959, № 4
Л . С е й ф у л л и н а ПРЕКРАСНАЯ ДАМА Илларион Николаевич Певцов писал в своей «Беседе об актере»: «Каждое слово, которое, актер говорит, нужно внутренне сделать так, чтобы это было единственное слово, которое ему необхо димо сказать в данный момент жизни». А это значит, что текст драматурга лишь тогда оправдан, когда зритель во время действия совершенно забывает и об авторе и об актере, верит вымыслу, как были, как реальной действительно сти: живет жизнью данного действую щего лица, совершенно забыв о собст венной своей судьбе, героической или ничтожной, — безразлично. Именно такое актерское мастерство дает ,театру его огромную мощь в эмо циональном воздействии на человече скую душу. Какой это изумительный творческий труд — воссоздать в душе собственной индивидуальности сцениче скую натуру, созданную чужим вообра жением. На чужое творение наложить неизгладимую печать собственного сердца, своего мироощущения, своего таланта. Но в любой области искусства творец обязан скрыть бесследно свой трудовой пот и муку душевного напря жения. Для глубокого, неотразимого впе чатления надо, чтобы читатель, слуша тель, зритель считал «делание» искус ства таким же естественно присущим его творцу, как певчей птице пение, как стрекозе танцующий ее полет. В игре актера мы преимущественно ценим не поддельность чувства, простую убеди тельность страдания и не напыщенный, не сделанный, а искренний восторг. На сцене мы хотим не только верить, что в «обмане» искусства живет самая непреложная правда, но и видеть эту правду в жизни — «весомо, грубо — зримо». Мечта о Прекрасной Даме — вечная и незабываемая основа искусства. В песне ли, в сказке, в стихах и художе ственной прозе, в пленительном зрели ще танца, в скульптуре и в живописи, на киноэкране и на сцене театра имен но женский образ неотразимо волнует нас. Познание жизни, эпохи, националь ных особенностей народа, передаваемое средствами искусства, не полно без ху дожественного отображения женского типа определенного времени. Казалось бы, что легче всего пере дать женский образ любого художест венного произведения в той области ис кусства, где возможно дать его в телес ном воплощении, т. е. в театральном представлении, в кинокартине. Сценическую натуру, созданную авто ром, актрисе приходится воссоздавать в. духе собственной индивидуальности. Чем ярче индивидуальность актера, тем убедительней воплощенный им ху дожественный образ драматурга. Но тем больше расходует он собственной моральной силы в процессе воссоздания живого- человека из авторского вымыс ла, на доказательство правды в этом вы мысле. тёнственность в творчестве актрисы является именно той толстовской «изю миной», без которой на сцене скучны и женская добродетель и женский грех. Слово «женственность» в искусстве гораздо лучше, чем в обиходном, быто вом звучании. Женственность присуща не только «юным женам», но и стару хам. Она должна быть в любом художе ственном образе, независимо от возра ста женского персонажа, вне добра и зла в женской душе. Она свойственна как положительному, так и отрицатель ному женскому типу в поэзии, белле тристике и драматургия. Самая «ведь- мистая» ведьма в художественном ото бражении должна являть в своем харак тере женственные черты. В романе автор может рассказать о возвышенных и по шлых, святых и преступных поступках своих женских персонажей. На сцене актриса должна показать, как, с каким взглядом, с какой общей повадкой эта женщина любит или ненавидит, какова она не только внутренне, но и внешне. Как умеет она смотреть, когда верно любит или изменяет, когда жертвует со бой или предает. Актриса должна пока зать женственные черты не только в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2