Сибирские огни, 1959, № 4
Так образно Гоголь отвергал книж ный, с ориентацией на иностранщину, язык литературы. В «Вечерах» темы народных преда ний, обрядов и празднеств, поверий сплелись с реалистическими зарисовка ми современной жизни, быта украинско го народа или с краткими Экскурсами в историю борьбы казачества с врагами Украины. При этом реальное, историче ское сплетается с народно-фантастиче ским (например, «Ночь перед рождест вом»), Образы кузнеца Вакулы, Данилы Бурульбана, Левко раскрывают все бла городство души простого человека из народа. А разве не из жизни и не из лирических народных песен вошли в книгу жизнерадостные благородные кра савицы Оксана, Галя, Параска, Пидор- ка? Читатель «Вечеров» постоянно как бы слышит то удалую, то задумчивую песню, перед нами неуемный вихрь на родного танца, в котором, подобно пес не, раскрывается необъятная ширь и молодецкая удаль души народной. «Эх, народец! станет, вытянется, по ведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами, и — пустится! Да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно ве ретено в бабьих руках, что вихрь, дернет рукою по всем струнам бандуры и тут же, подпершися в боки, несется в при сядку; зальется песней — душа гу ляет!..». Непосредственный фольклорный ма териал, наряду с историческими источ никами и живыми современными пред ставлениями о характерах людей, яв ственно проступает и в «Тарасе Буль бе». Многообразны сами приемы ис пользования Гоголем русского и укра инского народного творчества. В самом стиле повествования сказы вается влияние песен и былин, оно в форме песенно-былинного сказа напо минает устные народные думы и размы шления. Необходимо подчеркнуть, что в эсте тике Гоголя большое место и роль от ведены смеху, с самым широким разма хом — от бичующей сатиры до радост ного жизнеутверждающего веселья на родного. Без смеха, как грозного ору дия в борьбе с социальным злом, с по шлостью жизни, по мнению Гоголя, «мир задремал бы, обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души». И вся гоголевская размашистость, жиз ненная правдивость и естественность в изображении комического, конечно, кор нями своими уходит также в народное творчество, в котором и сатира и про стой жизненный юмор занимают боль шое место. Вообще вместе с народным поэтическим творчеством сама живая разговорная стихия языка использова лась писателем и в его беспощадных сатирических зарисовках, и в героико- лирических построениях. В тех же «Мертвых душах» Гоголь решительно выступил против смешения русского языка с французским или английским, что наблюдалось в современном ему «высшем» обществе. Всему этому раб скому и унизительному подражанию писатель в своей поэме противопоста вил богатство и красоту отечественного народного языка. «Выражается сильно российский народ! — писал Гоголь. — Нет слова, которое было бы так зама- шисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо- трепетало, как метко сказанное русское слово». Советский народ и все прогрессивные читатели мира глубоко чтут самобыт ный, неповторимый художественный ге ний Гоголя, способствовавший укрепле нию мировой славы и значимости рус ской литературы. Влияние Гоголя на современное общество и на последую щие поколения было исключительно сильным. В. И. Ленин, говоря о широком, не бывалом распространении в массах пере довой демократической литературы, пи сал: «Демократическая книжка стала ба зарным продуктом. Теми идеями Белин ского и Гоголя, которые делали этих пи сателей дорогими Некрасову — как и всякому порядочному человеку на Руси — была пропитана сплошь эта но вая базарная литература».1 Эти идеи Гоголя дороги и теперь все му прогрессивному человечеству, а его страстные романтические желания ви деть Русь в авангарде человечества во плотились в действительность. Только уже не старинная русская птица-тройка символизирует сегодня величие нашей Родины, а искусственные спутники Зем ли, космические ракеты, искусственные планеты, созданные гением и руками советского народа. Но мы свято чтим тех, кто так страстно боролся и мечтал о будущем величии России. И гоголев ский беспощадный, смелый реализм, и его пламенная романтика, со всеми бо гатствами и переливами их изумитель ной языковой национальной формы, на веки остаются в качестве немеркнущих идейно-художественных достижений рус ской и мировой литературы. 1 В. И . Л е н и н . Собр. соч., т . 18. стр. 286: (Подчеркнуто В. И. Лениным — Н . Б.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2