Сибирские огни, 1959, № 4

Так образно Гоголь отвергал книж­ ный, с ориентацией на иностранщину, язык литературы. В «Вечерах» темы народных преда­ ний, обрядов и празднеств, поверий сплелись с реалистическими зарисовка­ ми современной жизни, быта украинско­ го народа или с краткими Экскурсами в историю борьбы казачества с врагами Украины. При этом реальное, историче­ ское сплетается с народно-фантастиче­ ским (например, «Ночь перед рождест­ вом»), Образы кузнеца Вакулы, Данилы Бурульбана, Левко раскрывают все бла­ городство души простого человека из народа. А разве не из жизни и не из лирических народных песен вошли в книгу жизнерадостные благородные кра­ савицы Оксана, Галя, Параска, Пидор- ка? Читатель «Вечеров» постоянно как бы слышит то удалую, то задумчивую песню, перед нами неуемный вихрь на­ родного танца, в котором, подобно пес­ не, раскрывается необъятная ширь и молодецкая удаль души народной. «Эх, народец! станет, вытянется, по­ ведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами, и — пустится! Да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно ве­ ретено в бабьих руках, что вихрь, дернет рукою по всем струнам бандуры и тут же, подпершися в боки, несется в при­ сядку; зальется песней — душа гу­ ляет!..». Непосредственный фольклорный ма­ териал, наряду с историческими источ­ никами и живыми современными пред­ ставлениями о характерах людей, яв­ ственно проступает и в «Тарасе Буль­ бе». Многообразны сами приемы ис­ пользования Гоголем русского и укра­ инского народного творчества. В самом стиле повествования сказы­ вается влияние песен и былин, оно в форме песенно-былинного сказа напо­ минает устные народные думы и размы­ шления. Необходимо подчеркнуть, что в эсте­ тике Гоголя большое место и роль от­ ведены смеху, с самым широким разма­ хом — от бичующей сатиры до радост­ ного жизнеутверждающего веселья на­ родного. Без смеха, как грозного ору­ дия в борьбе с социальным злом, с по­ шлостью жизни, по мнению Гоголя, «мир задремал бы, обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души». И вся гоголевская размашистость, жиз­ ненная правдивость и естественность в изображении комического, конечно, кор­ нями своими уходит также в народное творчество, в котором и сатира и про­ стой жизненный юмор занимают боль­ шое место. Вообще вместе с народным поэтическим творчеством сама живая разговорная стихия языка использова­ лась писателем и в его беспощадных сатирических зарисовках, и в героико- лирических построениях. В тех же «Мертвых душах» Гоголь решительно выступил против смешения русского языка с французским или английским, что наблюдалось в современном ему «высшем» обществе. Всему этому раб­ скому и унизительному подражанию писатель в своей поэме противопоста­ вил богатство и красоту отечественного народного языка. «Выражается сильно российский народ! — писал Гоголь. — Нет слова, которое было бы так зама- шисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо- трепетало, как метко сказанное русское слово». Советский народ и все прогрессивные читатели мира глубоко чтут самобыт­ ный, неповторимый художественный ге­ ний Гоголя, способствовавший укрепле­ нию мировой славы и значимости рус­ ской литературы. Влияние Гоголя на современное общество и на последую­ щие поколения было исключительно сильным. В. И. Ленин, говоря о широком, не­ бывалом распространении в массах пере­ довой демократической литературы, пи­ сал: «Демократическая книжка стала ба­ зарным продуктом. Теми идеями Белин­ ского и Гоголя, которые делали этих пи­ сателей дорогими Некрасову — как и всякому порядочному человеку на Руси — была пропитана сплошь эта но­ вая базарная литература».1 Эти идеи Гоголя дороги и теперь все­ му прогрессивному человечеству, а его страстные романтические желания ви­ деть Русь в авангарде человечества во­ плотились в действительность. Только уже не старинная русская птица-тройка символизирует сегодня величие нашей Родины, а искусственные спутники Зем­ ли, космические ракеты, искусственные планеты, созданные гением и руками советского народа. Но мы свято чтим тех, кто так страстно боролся и мечтал о будущем величии России. И гоголев­ ский беспощадный, смелый реализм, и его пламенная романтика, со всеми бо­ гатствами и переливами их изумитель­ ной языковой национальной формы, на­ веки остаются в качестве немеркнущих идейно-художественных достижений рус­ ской и мировой литературы. 1 В. И . Л е н и н . Собр. соч., т . 18. стр. 286: (Подчеркнуто В. И. Лениным — Н . Б.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2