Сибирские огни, 1959, № 4
обезоруживающей простоте. А затем и сам автор в своей бесподобной лириче ской думе о Руси и ее бойком талант ливом народе, как бы завершая этим аккордом народную тему, романтически повествует о будущем величии своей родины и ее народа-труженика, когда обновленная Русь выйдет в авангарде всего человечества по просторной доро ге прогресса и процветания. Вдохновенное романтико-лирическое отступление о Руси закономерно венчает все характеристики и размыш ления о талантливости русского трудо вого народа. А «живущие» помещики и чиновники, вместе с такими дельцами- аферистами, каким является Чичиков, на фоне трудовой Руси как бы сами со бой превращаются в «мертвые души». Будущая Русь — это Русь одаренных и непобедимо-сильных михеевых, телят- никовых, а не Плюшкиных и коробочек. Сначала Гоголь рисует Россию такой, как она жила в его воспоминаниях, ка кой видел он ее из своего «прекрасно го далека», из Италии. «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрас ного далека тебя вижу: бедно, разбро санно и неприютно в тебе; не развесе лят, не испугают взоров дерзкие дива природы... Открьгто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, не приметно торчат среди равнин невысо кие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора». Как далеко этой, внешне убогой, Рос сии до высокой роли передового госу дарства мира. Но не тот истинный сын своего отечества, кто заметил бы толь ко это внешнее убожество, эту серость и запустение... Гоголь умел заглянуть в самую душу народа и разглядеть глу бинные силы России. «Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоск ливая, несущаяся по всей длине и ши рине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, этой песне? Что зовет, и ры дает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в ду шу и вьются около моего сердца?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространст вом. Что пророчит сей необъятный про стор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты. сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестествен ной властью осветились мои очи: у! ка кая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль1 Русь!..» Далее с потрясающей прозорливо стью, торжественно и приподнято Русь сравнивается с быстро несущейся тройкой. «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится вет ром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земле, и, ко- сясь, постораниваются и дают ей доро гу другие народы и государства». Так под рукою гениального художни ка возникает обширная панорама всей России, художественная ткань поэмы переливает самыми различными тонами и оттенками: от самых суровых зарисо вок мрачных сторон действительности до радужных и восторженных гимнов талантливому русскому народу, от са мых неприглядных и позорных деталей быта и общественной жизни до величе ственной мечты о будущем родины, от эпического повествования до взволно ванных лирических строк, напоминаю щих стихотворную речь. Синтез реализ ма и романтизма в данном случае зако номерно порождает неразрывное един ство эпического и лирического, что в свою очередь ведет к использованию и разнообразных языковых стилей, от просторечия до языка торжественных гимнов. На данном примере полностью оправдываются утверждения А. Фадее ва о том, что слияние реализма и ро мантизма поднимает реализм на более высокую ступень. С неменьшей убедительностью только что высказанные положения подтверж даются и анализом исторической эпопеи «Тарас Бульба», которую можно на звать выдающимся образцом синтеза реализма и романтизма. Создавая об щую картину борьбы казачества — это го необыкновенного, по выражению Го голя, явления русской силы, — писа тель одновременно дает ее и в суровых реалистических зарисовках Запорож ской Сечи, походов и боев, и в романти чески приподнятых образах казаков- богатырей Тараса, Остапа, Кукубенко, Бовдюга и многих других. В них вы ражены героизм, беспредельная предан ность родной земле, благородство и бо гатство душевной жизни народных масс. В работах о Гоголе уже не раз указывалось на явное сходство образа Тараса Бульбы с историческими (став шими легендарными) личностями Богда на Хмельницкого и Тараса Трясило. Но этого сказать мало. Образ Тараса вме стил в себя и то, что идет от образов народного творчества, в которых удиви тельно сочеталось реальное и фантасти ческое, лирика и эпос, комическое и трагическое. В. Белинский заметил не которые стороны этой синтетичности ха рактера Тараса. Критик писал: «У Гого ля Тарас Бульба так же исполнен ко мизма, как и трагического величия; оба эти противоположные элементы сли лись в нем неразрывно и целостно в единую, замкнутую в себе личность...».' В этом же плане идет речь о' слиянии . реалистического и романтического мето- 1 В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. X, стр . 244.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2