Сибирские огни, 1959, № 4
«Слияние, вернее, синтез реализма и ро мантизма подымают реализм на более высокую ступень». И это правильно, так как в данном случае правда жизни обо гащается еще и плодотворной мечтой о лучшем будущем, о новом справедливом общественном устройстве жизни. Сочетание реализма и'романтизма на блюдается и в таких крупных произве дениях Гоголя, как «Мертвые души» и «Тарас Бульба». Но характер сочетания реалистического и романтического ме тодов в изображении действительности у Гоголя в каждом произведении свое образен. В поэме «Мертвые души» есть Русь — помещичья и чиновничья, в ней все мрачно и отвратительно, есть и дру гая Русь — народная, в ней все талант ливо и колоритно. Русь помещичья и чи новничья раскрыта безжалостно сатири чески, без единого светлого штриха, оттенка, а Русь народная — в припод нятом романтическом тоне, с пафосом, с глубокой верой автора в ее великое будущее. В изображении Манилова, Со- бакевича, Ноздрева, Плюшкина, Коро бочки, в описании самой обстановки, их окружающей, нет ни одного теплого тона, ни одной детали, которая остави ла бы у читателя доброе воспоминание, все так неприглядно, грубо, бестолково, серо, что не на чем и глаза остано вить. Особенно выразительны и катего ричны характеристики помещиков и чи новников, которые Гоголь дает в раз говоре Собакевича с Чичиковым. Плюш кин — «Мошенник... Таной скряга, ка кого вообразить трудно. В тюрьме ко лодники лучше живут, чем он: всех лю дей переморил голодом... Как мухи мрут». Не менее «лестно» аттестует Со- бакевич и губернских чиновников, и ему в данном случае можно поверить, его не проведешь показной стороной. Как делец и прижимистый кулак, он их на сквозь видит. Председатель палаты — «он только что масон, а такой дурак, какого свет не производил», губерна тор — «первый разбойник в мире», по лицмейстер — «Мошенник!., продаст, об манет, еще и пообедает с вами!». И да лее Собакевич «резюмировал»: «Я их знаю всех; это все мошенники, весь го род там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все хри стопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Ко нечно, здесь сказался и сам Собакевич, который «не любил ни о ком хорошо от зываться». Эти характеристики затем подтверждаются тонкими авторскими штрихами о характерах чиновников и тех порядках, которые процветают в служебных учреждениях города. • Беспощадна сила гоголевского реа лизма, разоблачающего глубочайшие об щественные язвы, целые паразитические сословия и самую гнилостность челове ческих отношений в современном Гого лю обществе! «Боже, как грустна наша Россия!» — с таскою в голосе воскликнул Пушкин, прослушав первые главы «Мертвых душ». Но Пушкин тогда не мог еще уло вить той народно-патриотической кон цепции, которая раскроется Гоголем в окончательной, полной редакции первого тома поэмы. Уже в тех характеристиках умерших крестьян, которые дает Соба кевич во время знаменитого торга, по являются совсем новые оттенки. Кроме естественного для Собакевича желания расхвалить «товар», который он прода ет, в его отзывах о крестьянах сквозит и некоторое восхищение их природной силой и высоким мастерством, их смет кой, ловкостью и, конечно же, доходно стью, которую они трудом своим прино сили его помещичьему хозяйству. Харак теризуя крестьян, Собакевич, обычно немногословный, вдруг преобразился, «вошел, как говорится, в самую силу речи — откуда взялась рысь и дар слова». Вот некоторые места из его ха рактеристик: «...каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бы вает московская работа, что на один час, прочность такая, сам обобьет и лаком по кроет!». «А Пробка Степан, плотник? — про должал Собакевич, — я голову проза- кладую, если вы где сыщите такого му жика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает, что дали, трех аршин с вершком ростом!». «Милушкин, кирпичник! мог поста вить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом Коль нет, то и сапоги, что сапоги, то и спа сибо, и хоть бы в рот хмельного». И когда Чичиков вполне резонно за метил, что все эти мужики «народ мертвый»... «это ведь мечта...», Собаке вич опять горячо ответил: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михе ев, так вы таких людей не сыщите: ма- шинища такая, что в эту комнату не войдет: нет, это не мечта! А в плечи щах у него была такая силища, какой нет у лошади; хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту!». Так, рядом с раскрытием всего ничто жества помещичьего и чиновничьего со словий в канву поэмы начинает вры ваться освежающая душу картина тру довой жизни крестьянства, а сами обра зы тружеников наделяются богатырски ми чертами, подкупающими физически ми и моральными качествами. Эти обра зы и начинают выступать как цвет на ции, как та животворная сила, которая и позволяет говорить о величественном будущем России и ее народа. В этом же направлении и развернулись мысли Чи чикова о мужиках, умерших и беглых, об их размашистых русских, характерах, неуемной удали, природной смекалке и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2