Сибирские огни, 1959, № 4
И 150-летию со дня рошдения Н. В. ГОГОЛЯ Н. Б а б у ш к и н БЕСПОЩАДНЫЙ РЕАЛИСТ , СТРАСТНЫЙ РОМАНТИК f t дной из выдающихся творче- ” ских особенностей Н. В. Гоголя является удивительно гармоническое сочетание самого беспощадного реализ ма, срывающего всяческие маски с са модержавно-крепостнического режима, и пламенной мечты о будущем величии России с глубокой верой в безгранич ную талантливость русского народа. У Гоголя причудливо сочетается неприми римая сатира с тончайшими лириче скими раздумьями. Истинно народный писатель, он вместил в своем творче стве всю богатую душу русского чело века, все оттенки многогранного нацио нального характера и гениально исполь зовал ценнейшие россыпи могучего род ного языка. Каковы бы ни были идей ные колебания Гоголя, до окончатель ного кризиса его мировоззрения и твор чества в 40-е годы, все его произведе ния, до первого тома «Мертвых душ» включительно, остаются непревзойден ными образцами народности и высокого мастерства, на которых учились и учат ся все новые поколения писателей, ко торыми продолжают восхищаться люди всех стран мира. Огромную общественную силу произ ведения Гоголя получили прежде всего потому, что он охватил ими всю совре менную ему Россию, затронув самые «больные» вопросы, самые ржавые пру жины самодержавно-чиновничьего аппа рата и крепостнического режима, он выступил как писатель самой острой злободневности. В «Авторской исповеди» Гоголь пи сал: «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных харак теров». И действительно, осветив в гла вах первого тома «Мертвых душ» жизнь глухих уголков провинциальной России, писатель затем умышленно вводит «Повесть о капитане Копейки- не», которая уже не оставляла у чита теля никаких сомнений в том, что в столице порядки ничуть не лучше, чем в провинции. Гоголь умел зорко подметить те но вые черты и явления в общественной жизни, которые еще только начинали проявляться, он резко, критически пи сал об уродливых сторонах «века с фи зиономией банкира», отношениях купли- продажи,' которые даже само искусство превращают в предмет торговли. В «Портрете» он правдиво рассказал о художнике-бадняке, который вынужден был продать свой талант в угоду пош лым вкусам светской толпы. Вслед за пушкинским «Станционным смотрите лем» Гоголь в «Записках сумасшедше го» и в «Шинели» выводит образы Поприщина и Башмачкина, маленьких бедных людей, окончательно затертых жестокими условиями, уродливой дей ствительностью. Одновременно Гоголь рисует образы русских людей, красивых, сильных, умных, выражает через них свою глу бокую веру в русского человека, в его способность добиться лучшей участи. В этих реалистических образах бедняков, в горячем сочувствии к их судьбам и в страстной вере в иное будущее России сказались и романтические тенденции в творчестве великого реалиста. А. Фадеев, говоря в своих «Субъек тивных заметках» о синтезе реализма и романтизма у Пушкина, Гоголя, Лермон това, Бальзака и других классиков,1 пи сал: 1 А . Ф адеев . З а тридц ать лет. М. 1957. стр. 848, 849, 851, 863—866.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2