Сибирские огни, 1959, № 4

И 150-летию со дня рошдения Н. В. ГОГОЛЯ Н. Б а б у ш к и н БЕСПОЩАДНЫЙ РЕАЛИСТ , СТРАСТНЫЙ РОМАНТИК f t дной из выдающихся творче- ” ских особенностей Н. В. Гоголя является удивительно гармоническое сочетание самого беспощадного реализ­ ма, срывающего всяческие маски с са­ модержавно-крепостнического режима, и пламенной мечты о будущем величии России с глубокой верой в безгранич­ ную талантливость русского народа. У Гоголя причудливо сочетается неприми­ римая сатира с тончайшими лириче­ скими раздумьями. Истинно народный писатель, он вместил в своем творче­ стве всю богатую душу русского чело­ века, все оттенки многогранного нацио­ нального характера и гениально исполь­ зовал ценнейшие россыпи могучего род­ ного языка. Каковы бы ни были идей­ ные колебания Гоголя, до окончатель­ ного кризиса его мировоззрения и твор­ чества в 40-е годы, все его произведе­ ния, до первого тома «Мертвых душ» включительно, остаются непревзойден­ ными образцами народности и высокого мастерства, на которых учились и учат­ ся все новые поколения писателей, ко­ торыми продолжают восхищаться люди всех стран мира. Огромную общественную силу произ­ ведения Гоголя получили прежде всего потому, что он охватил ими всю совре­ менную ему Россию, затронув самые «больные» вопросы, самые ржавые пру­ жины самодержавно-чиновничьего аппа­ рата и крепостнического режима, он выступил как писатель самой острой злободневности. В «Авторской исповеди» Гоголь пи­ сал: «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных харак­ теров». И действительно, осветив в гла­ вах первого тома «Мертвых душ» жизнь глухих уголков провинциальной России, писатель затем умышленно вводит «Повесть о капитане Копейки- не», которая уже не оставляла у чита­ теля никаких сомнений в том, что в столице порядки ничуть не лучше, чем в провинции. Гоголь умел зорко подметить те но­ вые черты и явления в общественной жизни, которые еще только начинали проявляться, он резко, критически пи­ сал об уродливых сторонах «века с фи­ зиономией банкира», отношениях купли- продажи,' которые даже само искусство превращают в предмет торговли. В «Портрете» он правдиво рассказал о художнике-бадняке, который вынужден был продать свой талант в угоду пош­ лым вкусам светской толпы. Вслед за пушкинским «Станционным смотрите­ лем» Гоголь в «Записках сумасшедше­ го» и в «Шинели» выводит образы Поприщина и Башмачкина, маленьких бедных людей, окончательно затертых жестокими условиями, уродливой дей­ ствительностью. Одновременно Гоголь рисует образы русских людей, красивых, сильных, умных, выражает через них свою глу­ бокую веру в русского человека, в его способность добиться лучшей участи. В этих реалистических образах бедняков, в горячем сочувствии к их судьбам и в страстной вере в иное будущее России сказались и романтические тенденции в творчестве великого реалиста. А. Фадеев, говоря в своих «Субъек­ тивных заметках» о синтезе реализма и романтизма у Пушкина, Гоголя, Лермон­ това, Бальзака и других классиков,1 пи­ сал: 1 А . Ф адеев . З а тридц ать лет. М. 1957. стр. 848, 849, 851, 863—866.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2