Сибирские огни, 1959, № 4

ды не могли долететь до фашистского линкора. Первый залп с «Шеера» пришелся по «Дежневу». Транспортное судно приняло неравный бой. Оно оторвалось от причала и, стреляя из носовой пуш­ ки, направилось прямо на военный ко­ рабль. «Шеер» дал еще один залп. Сна­ ряд пробил борт «Дежнева» в носовой части и вышел через корму. Транспорт­ ное судно, чтобы не затонуть, было вы­ нуждено выброситься на мель. Но, несмотря на такой исход поедин­ ка, все-таки «Дежнев» решил исход сражения. Пока огонь «Шеера» был со­ средоточен на «Дежневе», старший лей­ тенант Николай Скорняков, который дол­ жен был отправлять артиллерию с Дик­ сона, собрал одну из пушек и устано­ вил ее на причале. Первый снаряд попал в палубу фашистского линкора. «Шеер» под прикрытием дымовой завесы ушел из бухты. Николай Скорняков начал собирать вторую пушку. И не напрасно. «Шеер» подошёл к острову с другой стороны. Он дал несколько залпов по радиостан­ ции и маленькому островку Конус, около которого суда обычно заправля­ лись углем. Скорняков открыл из второй пушки ответный огонь, и «Шеер» оста­ вил остров. С одним из участников обороны Дик­ сона — кочегаром первого класса Ива­ ном Сергеевичем Ушаковым, мне ^далось встретиться на острове. Зна­ комство наше состоялось таким обра­ зом. Низкорослый кряжистый старик нес с берега моря на гору большое плавни­ ковое бревно. — Вот это и есть командир отряда самообороны Диксона, которого вы ра­ зыскиваете, — сказал мой спутник, работник радиоцентра. Когда старик приблизился к нам. он остановил его: — Вы что же, Иван Сергеевич, ма­ шину вызвать не могли? На себе та­ щите... Ушаков скинул бревно на дорогу. — Мне быстрее надо. У нас тут ко­ тел испортился. Приподнять надо его. А вашу машину жди... Иван Сергеевич Ушаков оказался очень интересным человеком. В 1919 году он ушел добровольцем в Красную гвардию и сражался с интер­ вентами на Северном фронте. Позже служил в пограничных войсках, участ­ вовал в финской войне. Когда в Мур­ манске начали строить судоремонтный завод, он пошел работать туда. Во вре­ мя Отечественной войны завод эвакуи­ ровался, и Иван Сергеевич сопровождал заводское оборудование до острова Диксон. Здесь, учитывая военный опыт Ушакова, его и назначили командиром отряда самообороны. В ближайший воскресный день мы с Иваном Сергеевичем обошли поселок, и он рассказал о событиях сорок второго года. — Смотрите, вот здесь, на причале, стояла пушка старшего лейтенанта Скорнякова, — показывал Ушаков. — Каждый выстрел доставался с большим трудом: пушка откатывалась назад и чуть не падала в бухту. За этот бой Николай Скорняков получил орден Красной Звезды. Иван Сергеевич показал с причала, где стоял «Шеер», где находился «Деж­ нев». — Меня разбудили как раз в 12 ча­ сов, когда линкор уже вошел в бухту. Говорят: «Командуй». Ополченцы были в сборе. Я приказал занять все высоты Диксона, на случай, если фашисты решатся здесь высадиться... На высотах до сих пор сохранились укрытия, сложенные из покрытого зеле­ ным лишайником камня, кое-где видне­ ются амбразуры старых блиндажей. Тайны К ар ск о го м оря В центре поселка, на материковой его части, стоит небольшой, выкрашен­ ный светло-зеленой краской дом. У его входа прибита темная дощечка с надписью: «Гидрографическая база Главсевморпути». Не каждый, проходя из диксонского порта в столовую, обратит внимание на этот скромный небольшой дом. Пожа­ луй, и не каждый матрос с «Индигир­ ки» или «Лены» знает, что именно бла­ годаря работе этого учреждения их суда благополучно миновали все подвод­ ные и надводные опасности. Гидрографическая база проводит ис­ следования трассы Северного Морского пути, протяженностью более двух ты­ сяч километров, от острова Вилькиц- кого до пролива того же названия. Ра­ ботники базы промеривают глубины бухт и заливов Карского моря, делают топографические съемки берегов. Гидро­ графы обследуют отмели, рифы, под­ водные скалы, или, как их называют мореплаватели, банки. А Карское море особенно богато такими «сюрпризами». Оно медленно, нехотя паскрывает чело­ веку свои заветные тайны. На крупномасштабных лоцманских картах севернее островов Известий виднеется еле заметная точка. Над ней мелкими буквами написано «Банка «Садко». Здесь во время Отечественной войны на подводную скалу налетел ле­ докол «Садко». Трасса в районе остро­ вов считалась хорошо известной гидро­ графам и лоцманам. Глубина здесь до­ стигала 40 метров. Поэтому «Садко» шел с предельной скоростью. И вдруг вздрогнул всем корпусом. Каменный подводный палец пропорол дно ледоко­ ла, и он, как стрелка компаса, начал крутиться на скале. Через несколько ча­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2