Сибирские огни, 1959, № 3

кому в первую весну на целине при­ шлось выполнять работу, казалось бы, .далекую от романтики. Отправляясь «в далекие неведомые степи», девушка меч­ тала своими руками одевать «землю в праздничный наряд» — быть первой помощницей тракториста. Но ей предло­ жили должность повара. Она себя отстаивала яро и зло косынку сорвала с плеча. — Не буду я работать кашеваром! сказала бригадиру сгоряча. Но он спросил, в глаза ей прямо глядя: — Тогда ответь мне, как же поступить, коль двадцать хлопцев в тракторной бригаде и всех их надо вовремя кормить? Немногословно, психологически верно -создает Б. Кауров образ молодой пат­ риотки. Девушка согласилась приготовить первый обед. Ведь покормить «хлопцев» необходимо... А там видно будет, она •еще сумеет постоять за себя! И только тогда, когда увидела, с каким аппети­ том «уплетали хлопцы» приготовленный ею обед, решение приходит само собой. Жаль, что поэт не остановился вовремя: слишком риторична, бесцветна и гро­ моздка концовка стихотворения. В отдельных стихах Б. Каурову удается передать неповторимые краски "и запахи весны. Проникновенно и зримо выписаны поэтом осенние пейзажи, ког­ да на Алтае наступает время уборки урожая. В разделе «Юность на марше» голос поэта более ярок и самобытен. Острота и размах чувства, публицистическая страстность, лиричность, естественность речи — характерная особенность многих стихов этого раздела. Здесь автор вы­ ступает, как человек, стремящийся уло­ вить дыхание нашего времени, сказать свое слово о современнике. Особенно сильного накала чувств поэт достигает в стихотворении «О кар­ тошке». Гневно и беспощадно клеймит он маменькиных сынков, «изнеженных безделием». Не такие ли бездельники, — спраши­ вает Б. Кауров, — были предателями в трудные часы народных испытаний, и не мы ли в ответе за таких лентяев-ин- дивидуалистов? Говорит поэт и о том, что дало ему право быть непримири­ мым: Помню, продал я свой новый китель за ведро картошки на базаре. Мы ее варили в общежитье и делили — каждому по паре. Мы Отчизне подарили славу, принесли ей звезды и медали. Но, имея за собою право, » на судьбу свою мы не роптали. Не такая «молодежь» призвала Б. Ка­ урова взяться за перо. «Юности, уходя­ щей на труд», — лучшее слово поэта. В нем, в этом напутственном слове, — настоящая гордость и радость за тех мо­ лодых, которые смело вступают в тру­ довую жизнь: В жизни все теперь ему подвластно. Все дороги — к подвигам ведут. ...Ты благословенна и прекрасна, Юность, уходящая на труд. («В феврале, открыв весенний полог»). Лирически полнозвучно передается красота помыслов людей, прощающихся с юностью, их крылатая любовь к тем местам, где все так дорого и близко, откуда они вышли в суровый и счастли­ вый поход. Человечно, тепло вспоминает Б. Кау­ ров и о тех, кто отдал свою жизнь за торжество ленинских идей, и о тех, ко­ торые встречались ему на главном жиз­ ненном направлении, помогая занять свой рубеж в борьбе за народное сча­ стье. Юноше, который изучает, как строил­ ся социализм в нашей стране, поэт разъясняет, что история его Родины жи­ вет в судьбе отцов и дедов каждой семьи («Семья»). Простые люди — творцы истории, и им поэт посвящает стихи «В дороге», «Портрет», «Маши­ нист», «Механик», в которых допол­ няется и углубляется эта мысль. Есть у Б. Каурова и проникновенные слова о защитниках наших границ. В лаконичном стихотворении «Новичку» предельно просто воплощена большая поэтическая мысль о моральной ответ­ ственности бойца за судьбу нашей Ро­ дины: Как положено по уставу, я сдаю тебе этот пост: флаг из шелка и берег правый, белый камень и восемь берез. Вот и все. Можешь слову верить. Только помни: не флаг на . столбе, не березы, не камень, не берег, — Я Россию вверяю тебе. Нужно сразу же оговориться: в этом разделе («Пограничные столбы»), как и в последующем («Голуби на крыше»), мало добротно сделанных стихов. Б. Ка­ уров часто сбивается на литературщину. Большинство стихов этих разделов со­ зерцательны, риторичны, бедны по мыс­ ли и художественному воплощению. Проигрывает сборник и от небрежности языка. В стихах часты стертые, проти­ воречивые, определения, эпитеты (вроде «зеленая листва», «безусые парни», «задиристые вишни»), неудачны концов­ ки отдельных стихотворений («До утра в саманном доме тесном», «Ты сегодня счастливый...», «Первый обед»). В це­ лом же, в первом сборнике Б. Каурова четко проступает позиция автора. В его стихах — свой взгляд, свое отношение к жизни. И хотя сборник «Костры не гаснут» нельзя считать вполне зрелым и целостным, но поэт идет по верному. пути.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2