Сибирские огни, 1959, № 3
Но есть в его рассказах и такие сто роны, которые могут, если не обратить на них вовремя внимания, превратиться в определенную опасность. Это, во-первых, заметная рационали стичность в построении некоторых рас сказов. Олег Смирнов, как это нередко бывает с молодыми писателями, иногда словно бы боится выступить перед чи тателем и критикой без ясно видимой дидактичности. Некоторые его рассказы очень обнажены по идее — сразу видно, что автор во что бы то ни стало стре мится «разрешить проблему» и делает это с той несколько наивной прямотой, когда и сама проблема становится ясной для читателя едва ли не с первой же страницы и когда, главное, эпизоды и герои рассказа начинают казаться как бы некими иллюстрациями, очень жест ко, прямо, непосредственно «работаю щими» на проблему. Так вряд ли нужно быть особо проницательным, чтобы не понять сразу же, с первых строк, что речь в рассказе «Марфа Игнатьевна» пойдет о том, как мать, потерявшая своего сына пограничника, приехав по приглашению его товарищей на заставу, вновь почувствует себя не одинокой и поймет, что «не только она любит и помнит Анатолия». Не нужно быть опять-таки особо проницательным, чтобы в случайном попутчике («Попутчик») сразу же угадать, что именно Бизенин и является героем тяжелой семейной истории, рассказанной им своим слу чайным спутникам. И герой рассказа «Артист эстрады» тоже ясен нам сразу же, как только мы увидели его нарочито импозантную фигуру и услышали его капризно-снисходительную речь... Сло вом, мы хотим сказать о том, что в неко торых своих рассказах Олег Смирнов еще не обладает той способностью под линно художественного изображения жизни, когда герои произведений живут естественной, непринужденной жизнью — жизнью, свободной от видимого ав торского вмешательства. Знакомясь с героями рассказов «Марфа Игнатьевна», «Артист эстрады», «В начале мая» и некоторыми другими, мы не получаем столь необходимой и радостной для чи тателя возможности сопереживания с героями, когда вывод из их поступков напрашивался бы сам собой, а не под готавливался бы автором прямо на гла зах читателя, открыто и дидактично. И второе замечание. Жизнь, конеч но, — тут Олег Смирнов прав, — сложна, разнообразна, противоречива, судить о ней по трафарету — вещь и глупая и опасная. Человек, на первый взгляд хороший, может на поверку оказаться плохим, и — наоборот. Олег Смирнов удачно показал это, например, в рассказе «В сосновой пади», герой которого убеждается на собственном опыте, как бывает опрометчиво судить о человеке с налету, на готовую мерку. Все это верно. Но вот в рассказе «Ар тист эстрады» Олег Смирнов уже явно впадает в крайность. Герой его обрисо ван в начале произведения столь же отталкивающей, омерзительной фигу рой, сколько и слащаво положительной в его конце. Какая-либо психологиче ская достоверность в обрисовке этой невероятной эволюции полностью отсут ствует. Получается впечатление, что писатель хочет сказать: «Человек так бесконечно противоречив, что в зависи мости от стечения обстоятельств, от жизненных условий он с равным осно ванием может быть то подлецом, то ге роем». Хочется думать, что это случай ное заблуждение Олега Смирнова — писателя, умеющего изображать жизнь в ее действительной, а не надуманной сложности. А. О р е х о в с к и й НА ВЕРНОМ. ПУТИ Г лавная тема в первом сборнике стихов Б. Каурова «Костры не гаснут» — тема труда1. В центре внимания поэта — моло дежь пятидесятых годов. Она осваивает целинные земли, идет работать на за воды, зорко охраняет рубежи советской страны. Наиболее удачны в сборнике два цик ла стихов «Юность на марше» и «Пер вое испытание». Многие стихи раздела «Первое испы тание» обращены к памятной весне 1954 года, когда ...скрипели тракторные сани, утопая в снежной колее. А вокруг ни кустика, ни близкого огонька, ни теплого жилья. Проверяла вьюгами сибирскими нас тогда целинная земля. «С душою чистой» пришли в необжи тые края москвичи, кубанцы, волжане. Здесь многие из них осознали, что под линное счастье человека — в труде. Иным, новым, более конкретным содер жанием наполнялось у них и чувство Родины. Поколение «безусых и зеленых», про должая традиции комсомольцев 3 0— 40-х годов, «выстояло в первом испы тании своем», и поэт гордится сменой, которая «своими крепкими руками ожи вила степные пустыри», сумела в трудо вом бою «честь не запятнать». Хорошо рассказал Б. Кауров о тех, 1 Б. К а у р о в . «Костры не гаснут». Сти хи. Алтайское кн. изд-во, 1958.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2