Сибирские огни, 1959, № 3
мы и запоминаем из повести не отдель но каждого из ее героев, а именно всех их вместе — суровых тружеников, уме ющих и поддержать товарища, и безжа лостно высмеять его при случае... Атмо сферой грубоватой ласковости, мужской дружбой, чуждой сентиментальности, дорог этот маленький коллектив, а об щение этих людей друг с другом вносит в их характеры то новое, что рождается как раз в процессе их труда на высокой скале над заснеженной Ангарой. Романтически настроенный Юрка Щукин становится мужественнее и дис циплинированнее. И трусоватый Федор преодолевает животный страх перед про пастью, в которую обрывается и падает скала. А замкнутый, неразговорчивый бригадир Зимин проявляет себя не толь ко как требовательный организатор, но и как чуткий, отзывчивый человек, го товый без раздумья пожертвовать собой во имя спасения товарища. В повести не происходит никаких дра матических событий — никто не падает со скалы, не разбивается, не замерзает в тайге в пургу. Но все эти, на пер вый взгляд, «мелкие» события, совер шающиеся на наших глазах, так или иначе формируют душу героев, оказы вают влияние на их психологию. А ведь так и бывает в жизни — факты, не представляющие подчас ничего особен ного, приобретают важное значение для того или иного человека. Анатолия Мошковского, как писателя, интересует именно эта преобразующая роль труда. В книгу «Скала и люди», кроме по вести, включено еще несколько расска зов. Среди них есть и хорошие, есть и послабее. Хочется лишь отметить, что все они читаются с интересом и объеди няющим началом их является воспева ние благотворного влияния на человека свободного творческого труда. Тяжелый труд в условиях сибирской зимы делает людей еще лучше — фи зически крепче, морально устойчивее, духовно богаче. Поэтому, наверное, последняя главка повести А . Мошковского воспринимает ся как символическая картинка, как обобщение рассказа об этих «настоя щих парнях, которые заскорузлыми ру чищами, как слепого медвежонка, берут за холку Сибирь». В этой главке не упо минается по имени ни один из героев, а говорится лишь о том, как сидит у пе чурки в обогревалке человек и смотрит на огонь, а двое его товарищей спят, пока остальные из бригады, исхлесты ваемые жгучим ветром, вгрызаются бу ровыми молотками в неподатливую скалу. Потом выходят в жестокий мо роз, в теснящий дыхание ветер эти трое, а те, что приходят к огню из сту жи, расстегивают телогрейки и подбра сывают в печурку дрова. В молчаливой смене работающих и отдыхающих ощущается чисто воинская четкость и последовательность. Как ча совые на посту, сменяют друг друга мирные труженики где-то в далекой та ежной стороне, на реке Ангаре, пробуж даемой от вековечной спячки к будущей светлой жизни. А. П а в л о в с к и й Р А С С КА ЗЫ ОЛЕГА СМИ РНОВА U овая книга Олега Смирнова * 1 «Медвежий хребет»1 состоит из двенадцати рассказов. В них есть мяг кий юмор, встречаются смешные исто рии (особенно о рассказе «Китайская граница»), выведены образы балагуров и острословов. Есть в них и та, всегда ощутимая для читателя внимательная работа над словом, над фразой, над ин тонацией, которые перешли к Смирнову- прозаику, очевидно, уже от поэзии, от стиха, от работы над поэтическим сло вом. У автора «Медвежьего хребта» есть свои излюбленные мысли, которые, по вторяясь от рассказа к рассказу, делают всю книгу произведением достаточно цельным. Это не просто сборник рас сказов, случайно и без видимой связи попавших под одну обложку, что, к сожалению, часто бывает при составле нии подобных книг, а именно цельная вещь, обладающая своим оригинальным обликом. Это, разумеется, не означает, что рассказы сборника равноценны, — нет, и по художественности и по глуби не изображения жизни они различны. Но поскольку у автора есть свой взгляд на мир, который он с разным успехом, иногда ошибаясь и противореча самому себе, проводит в каждом из произведе ний сборника, то мы и получаем извест ное право говорить о цельности всей книги. Вот, например, одна из излюбленных мыслей автора, которую он повторяет во многих своих рассказах и которую при мерно можно выразить так: «Жизнь пе стра, сложна, разнообразна. То, что на первый взгляд может показаться нам хорошим, на самом деле является иногда дурным — и наоборот. И нужно поэто му судить не по внешней видимости яв лений, а по их сути — иначе неизбеж ны грубые и нелепые ошибки». Суть печальных, трагикомических, а то и трагических происшествий, случкв- ' О л е г С м и р н о в . «Медвежий хребет». Рассказы. М. «Молодая гвардия». 1958.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2