Сибирские огни, 1959, № 3
надо — сильнее, чем больно и страш но!» — продиктовано не художником, обеспокоенным тем, чтобы полнее, шире выписать характер бабушки или ее внука, а человеком, который решил непременно вставить в детскую книжку страшно поучительный афоризм. Не всегда органичны такие поучения и в некоторых других главках. Не лучше ли писателю совсем от них отказаться, предоставив юному читателю самому сделать необходимые выводы, естествен но вытекающие, надо полагать, из ясно выраженных характеров, положений, картин. Там же, где этой ясности нет, никакие, даже очень глубокие афоризмы не помогут. «Солнечный дождик» Н. Осинина оформлял художник П. Давыдов. За ис ключением обложки, рисунки в тексте, к сожалению, бескрасочны. Но они вер ны, остроумны, занимательны. Хорошо передан характер любознательного, славного, смышленого мальчишки. Ри сунки дополняют, обогащают текст та лантливой книги Н. Осинина. Ю> С а л ь н и к о в СКАЛА И ЛЮДИ Сибири сейчас пишут немало. Во ^ всяком случае, гораздо больше, чем несколько лет тому назад. Удовле творяя интерес читателей, многие цент ральные газеты и журналы посвящают описанию Сибири целые страницы и да же номера. К сожалению, до сих пор дает кое- где знать о себе нелепое представле ние о нашем крае, только как о глухо мани с сорокаградусными морозами и с медведями, разгуливающими чуть ли не по улицам городов. Вероятно, стремясь разбить такое представление, некоторые авторы невольно скрашивают суровость жизни в Сибири и впадают уже в иную крайность: они пишут о Сибири так, что исчезает вся ее специфика и в умах не- .искушенных рождается другое неверное представление, будто жизнь тружеников в Сибири ничем не отличается от жиз ни тружеников где-либо в средней по лосе России. Но ведь у нас в самом де ле бывают сорокаградусные морозы и почти полгода стоит зима, а в тайге и медведи водятся! Не подкрашивать действительное по ложение вещей, а правдиво рассказы вать молодежи об интересной, увлека тельной и в то же время нелегкой жиз ни в заснеженной Сибири должен лите ратор, взявшийся за сибирскую тему. Именно так рассказывает о ней Ана толий Мошковский!. «Скала и люди» — назвал он свою небольшую повесть, и уже в этом назва нии заложена определенная идея: не расторжима связь людей, преобразую щих Сибирь, с окружающей их суровой природой. Люди, преодолевая огромные трудности, убирают с дороги к будущей плотине веками висевшую над Ангарой скалу, а эта скала, крепкая, неколеби мая, не отступающая без боя ни на один метр, требует от людей невероятного на пряжения сил. А. Мошковский, написавший после поездки в Сибирь уже вторую книгу (первая называлась «Твоя Антарктида» и вышла тоже в Детгизе в 1958 г.), та лантливо сочетает в своей художниче ской манере конкретность изображения взятого из жизни материала с настоя щей романтической приподнятостью Труд бригады бурильщиков на скале нелегок и опасен. Об этом так и гово рится — 'просто, лаконично, без всякой попытки приукрасить, подсластить факты. «Два буровых молотка сотрясались, как в лихорадке, в их руках, и острые буры вгрызались в скалу, кроша и ло мая мерзлый камень. Узкой серой стру ей бежала вниз пыль, вставала облаком, и черные Андреевы брови поседели, а на ресницах Зимина повисли мельчай шие частицы камня. Их стеганки, лица, ушанки, ватные штаны и валенки густо запорошила пыль, и только глаза оста вались нетронутыми. Даже ветер, поры вами налетавший с Ангары, не мог сдуть эту пыль, так глубоко и прочно въелась она. Устав держать двухпудовый молоток, Андрей выключил его. Выключил свой молоток и Зимин; они сняли респира торы». Это бесхитростное, почти протоколь но-суховатое описание труда героев пе ремежается такими же простыми, жи тейскими, разговорами. И все это про исходит над великой сибирской рекой, со скалы которой спустились и повисли на дух захватывающей высоте привя занные веревками бесстрашные буриль щики. Мы хорошо узнаем каждого из них, пришедших сюда с бригадиром Зими ным. Сам Зимин — типичный сибиряк— немногословный, решительный, суро вый. Неумелый воспитатель собственно го одиннадцатилетнего сынишки, ком- прессорщик Симагин, восторженный Юрка Щукин, медлительный влюблен ный Андрей, хитрый Федор, мрачный взрывник Гришанов. Все они разные, но всем им, кроме Федора, свойственны и смелость, и настойчивость, и чувство локтя... Пожалуй, вернее всего сказать, что 1 А н а т о л и й . М о ш к о в с к и й . «Скала и люди». М. Детгиз, 1958. 157 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2