Сибирские огни, 1959, № 3
наруживаем в нем столько красок, солн ца, движения, чудесных ароматов земли, леса, цветов и моря, что невольно и у нас захватывает дух. Тимошик вместе с мамой, идущей на работу, встречает раннее утро: «Ясная, чистая разливалась заря, наряжала зем лю по-праздничному, и далеко-далеко вокруг видно было. Гремел и рассыпал ся под ногами просушенный за ночь ле док на дороге* В это время казалось, что воздух так же сух и хрупок и тоже может колоться и звенеть, как ледок». Все здесь точно и необходимо, как в хо роших стихах. Но вот наступила весна, и снова такая знакомая и вечно волную щая картина: «Разомлела, распарилась земля на вешнем солнышке, теплым ду хом пахнуло от нее, как от хлебного ка равая в печи. Лихо первый гром прока тился, будто великан-невидимка про мчался на огненной бричке, не разбирая дороги. Серое облако хмурилось, хмури лось, делая вид, что недовольно чем-то, да вдруг как дождем сыпанет, словно мешок с монетами вверху развязался! Солнце светит — и дождик идет, пря мой, искристый, и оттого кажется, это солнечный сок льется. Вот она, живая вода! Лови ее ртом, ладошками! В ней свет и богатырская сила!». Однако книга потеряла бы всю пре лесть новизны, если бы она была лишь простым описанием красот природы, увиденных наблюдательным мальчиком. Новое и как-то внезапно покоряющее — в самом мальчике, в его характере, в его зоркости, в его окружении, форми рующем отзывчивую на добро и красо ту душу. Бабушка, первая чуткая наставница Тимошика, справедливо и мудро говорит внуку: «Главная краса, дружок, в чело веке. Без людей все мертво». И в этом пафос всей книги Н. Осинина. Книга небольшая, но она плотно за селена людьми. Тут и бабушка с мамой Тимошика, и летчик Филипп Василье вич, и богатырь-умелец тракторист Юрий Иванович, и многочисленные дру зья-сверстники Тимошика. Почти о каж дом из них складывается вполне от четливое представление. Добра и удивительно приметлива ба бушка-сказочница. Говорит она складно, интересно, объясняет все Тимошику не многословно, образно, поговоркой, по словицей, присказкой; учит видеть его каждую травинку, вникать и «в мертвый камень и в душу человеческую», а глав ное — примечать все красивое на земле. Маму Тимошика прозвали «крыла той душой» за отзывчивость к людям, за инициативу и кипучую энергию на работе. А вот от тракториста Юрия Ива новича прямо веет самозабвенной влюб ленностью в дело. У него золотые ру ки — за что ни возьмется, делает легко, быстро, красиво. Красота полезного труда взрослых действует на ребят заразительно, неотра зимо, больше, чем любые поучения. К девочке Зине, например, «липнут» все животные — собаки, кошки, телята. Обычно она молчалива и даже угрюма, но стоит заговорить с нею о животных, она становится такой же щебетуньей, как все девочки ее возраста. На ферме, где растут милые ее сердцу, доверчи вые и проказливые телята, она чувству ет себя хорошо и свободно, — здесь она хозяйка. Пытливость и зоркость Тимошика не случайна. Качества эти могли родиться: только в атмосфере труда, которая ок ружала его буквально со дня рождения. Шить просто он уже не может, он дол жен знать, видеть, уметь. Активное, деятельное, если хотите, творческое, а не созерцательное отношение к увиден ному очень верно выражено писателем в подчеркнутом стремлении мальчика пофантазировать, сочинить сказку, най ти образное выражение обуревающим его мыслям и чувствам, словом, побы вать «в краю нерассказанной сказки». Обыкновенное цветное стекло у Ти мошика превращается в волшебное, девочка с туеском свежей ягоды — в чудесную Веснянку, приносящую сча стье. А когда он смотрит на море, то чудится ему, будто далеко-далеко не тени скользят, а мечутся большущие киты и акулы. Да и море-то создал не человек, как было на самом деле, а бо гатырь необыкновенный... Попытался однажды Тимошик, как бабушка, сказку сложить — не получи лось, без интереса прослушали ее това рищи. А теперь, когда он побывал и в лесу и на море, познакомился с хоро шими людьми, увидел, как они работа ют, узнал, над чем и во имя чего тру дятся, у него созрело решение — сло жить сказку, да так, чтобы получилась. И еще он понял, возвращаясь домой, к бабушке, что как бы ни был велик и прекрасен мир, «где бы ни пришлось бывать ему, хоть в краю нерассказан ной сказки, никогда не забудется род ная Урмань с Чарушей под горкой». И вывод этот, прозвучавший в самом кон це книги, закономерен. Он подготовлен всем ходом незамысловатых, но значи тельных в жизни мальчика событий. Чи татель словно участвовал в создании Ти мошиной сказки-были, он словно при сутствовал при рождении в душе маль чика светлого и чистого чувства любви к родной Урмани, любви к Родине. Н. Осинину-художнику несвойствен дидактизм. В этом легко убедиться, про читав и «Солнечный дождик» и другие его пока немногочисленные рассказы. Поэтому, вероятно, особенно режут ухо вдруг прорывающиеся кое-где нотки ди дактизма. Например, вся история с бабушкиным зубом (больно, страшно, — а к врачу идти надо), и затем венчающий сцену вывод Тимошика: «Вот оно что! Значит,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2