Сибирские огни, 1959, № 3
ном строе в тувинском языке не суще ствовало очень многих слов, язык ко чевников по своему словарному запасу был беден. Например, не существовало слова «женщина» в нашем теперешнем представлении: в обращении было назва ние «хэрэчок», буквально — «ненуж ная». Свободный народ, совершивший революцию, не мог мириться с этим сло вом и придумал новое «хэрэжэн». Оно было введено после плебисцита, специ ально проведенного по этому поводу. Это слово вдохновило Сарыг-оола на создание стихотворения «Хэрэжэн» — о женщине-тувинке: Название есть у всех на свете, Но ты без имени росла. И день пришел: во тьме столетий Сверкнул разгневанный булат. Ты с сыном разогнула спину И, с ржавой цепи сбив замок, Отрезала язык звериный, Тебя назвавший «хэрэчок». Теперь твой светлый путь безбрежен — Цветет любимая страна. И славным именем «хэрэжэн» Ты в этот день награждена. (Пер. А. Тэмира). Тувинской женщине, освобожденной от гнета и предрассудков старого мира, «Сарыг-оол посвятил несколько взволно ванных и задушевных стихотворений: «Первая песня», «Красивые глаза», «Девушки-строители», «Любимый сын моей матери». Особенно свято чтит поэт женщину-мать и материнскую любовь. Есть у Сарыг-оола немало и лириче ских стихотворений. Его лирика согрета возвышенной любовью к людям и к род ной природе. В его лирических стихах привлекает свежесть и непосредствен ность чувств. Поэма «Саны-моге», завершающая сборник, интересна, как первый опыт создания в тувинской поэзии большой поэтической формы. Ее сюжет несло жен: старик-колхозник Саны-моге, при ехавший на совещание животноводов, рассказывает молодежи о своей тяже лой прошлой жизни, в которой угады вается судьба всего тувинского народа. Старой жизни, ушедшей в прошлое, противопоставляется новая жизнь. В центре сюжетного и композицион ного содержания поэмы находится лири ческий герой, скрепляющий воедино отдельные зарисовки и картины, расска занные Саны-моге, в результате чего и создается впечатление цельности повест вования. Он заявляет о себе только в прологе, но вы, слушая рассказ стари ка, постоянно чувствуете его присутст вие, как председателя на собрании, ко торый, предоставив слово выступающе му, слушает его вместе с вами. Вторая часть поэмы, в которой старик повест вует о новой жизни, на мой взгляд, вы глядит слабее первой. Форма построения поэмы очень схожа с построением автобиографической по вести Салчак Тока «Слово арата». И тут и там рассказ ведется почти в хро нологической последовательности, изо билующей многими эпизодами и карти нами, раскрывающими как прошлую, так и настоящую жизнь тувинского на рода. Такого рода форма большого эпического повествования свойственна, как показывает практика, очень многим младописьменным литературам Россий ской Федерации. Есть в сборнике Сарыг-оола стихи риторичные, декларативные. Изображая современную жизнь, поэт почти не ка сается сложностей и противоречий, ко торые все еще имеют место в нашей действительности. Есть стихи однообраз ные по манере письма. Но все это лишь частности в хорошо написанной поэтом большой картине, заключающей в себе думы, чувства и стремления его народа. Шаль, что некоторые значительные и характерные стихотворения Сарыг-оола почему-то не нашли себе места в этой книге. Мне, например, представляется очень хорошим стихотворение «Я граж данин Советского Союза», насыщенное пафосом высокой гражданственности. Своеобразно небольшое стихотворение «Зернышко» в переводе П. Богданова. Заявив, что зерно кажется ему вкусней всех ягод и плодов, поэт говорит: По-человечески... и с уваженьем тут Я понял, что большой народный труд Заложен в маленькое, в это вот одно Пшеничное янтарное зерно. Можно было бы назвать еще ряд сти хотворений, характерных для тувинско го поэта. Хочется думать, что они най дут себе место во втором издании этой талантливой книги. Ан . Б е г а е в РОЖДЕНИЕ Б О Л ЬШО Г О ЧУВСТВА Р ождению и проявлению большого и неумирающего в людях чувст ва любви к природе, к своему родному краю посвящена небольшая книжка Н. Осинина «Солнечный дождик»'. Она обращена к детям, но, как всякое под линно художественное произведение, книжка доставляет радость открытия любому читателю. Именно: радость от крытия. Вместе с маленьким семилет ним Тимошиком — главным героем произведения — мы удивленно и восхи щенно глядим на огромный мир и об- ' Н. О с и н и н. «Солнечный дождик». Но восибирское кн. изд-во, 1958. 52 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2