Сибирские огни, 1959, № 3

ном строе в тувинском языке не суще­ ствовало очень многих слов, язык ко­ чевников по своему словарному запасу был беден. Например, не существовало слова «женщина» в нашем теперешнем представлении: в обращении было назва­ ние «хэрэчок», буквально — «ненуж­ ная». Свободный народ, совершивший революцию, не мог мириться с этим сло­ вом и придумал новое «хэрэжэн». Оно было введено после плебисцита, специ­ ально проведенного по этому поводу. Это слово вдохновило Сарыг-оола на создание стихотворения «Хэрэжэн» — о женщине-тувинке: Название есть у всех на свете, Но ты без имени росла. И день пришел: во тьме столетий Сверкнул разгневанный булат. Ты с сыном разогнула спину И, с ржавой цепи сбив замок, Отрезала язык звериный, Тебя назвавший «хэрэчок». Теперь твой светлый путь безбрежен — Цветет любимая страна. И славным именем «хэрэжэн» Ты в этот день награждена. (Пер. А. Тэмира). Тувинской женщине, освобожденной от гнета и предрассудков старого мира, «Сарыг-оол посвятил несколько взволно­ ванных и задушевных стихотворений: «Первая песня», «Красивые глаза», «Девушки-строители», «Любимый сын моей матери». Особенно свято чтит поэт женщину-мать и материнскую любовь. Есть у Сарыг-оола немало и лириче­ ских стихотворений. Его лирика согрета возвышенной любовью к людям и к род­ ной природе. В его лирических стихах привлекает свежесть и непосредствен­ ность чувств. Поэма «Саны-моге», завершающая сборник, интересна, как первый опыт создания в тувинской поэзии большой поэтической формы. Ее сюжет несло­ жен: старик-колхозник Саны-моге, при­ ехавший на совещание животноводов, рассказывает молодежи о своей тяже­ лой прошлой жизни, в которой угады­ вается судьба всего тувинского народа. Старой жизни, ушедшей в прошлое, противопоставляется новая жизнь. В центре сюжетного и композицион­ ного содержания поэмы находится лири­ ческий герой, скрепляющий воедино отдельные зарисовки и картины, расска­ занные Саны-моге, в результате чего и создается впечатление цельности повест­ вования. Он заявляет о себе только в прологе, но вы, слушая рассказ стари­ ка, постоянно чувствуете его присутст­ вие, как председателя на собрании, ко­ торый, предоставив слово выступающе­ му, слушает его вместе с вами. Вторая часть поэмы, в которой старик повест­ вует о новой жизни, на мой взгляд, вы­ глядит слабее первой. Форма построения поэмы очень схожа с построением автобиографической по­ вести Салчак Тока «Слово арата». И тут и там рассказ ведется почти в хро­ нологической последовательности, изо­ билующей многими эпизодами и карти­ нами, раскрывающими как прошлую, так и настоящую жизнь тувинского на­ рода. Такого рода форма большого эпического повествования свойственна, как показывает практика, очень многим младописьменным литературам Россий­ ской Федерации. Есть в сборнике Сарыг-оола стихи риторичные, декларативные. Изображая современную жизнь, поэт почти не ка­ сается сложностей и противоречий, ко­ торые все еще имеют место в нашей действительности. Есть стихи однообраз­ ные по манере письма. Но все это лишь частности в хорошо написанной поэтом большой картине, заключающей в себе думы, чувства и стремления его народа. Шаль, что некоторые значительные и характерные стихотворения Сарыг-оола почему-то не нашли себе места в этой книге. Мне, например, представляется очень хорошим стихотворение «Я граж­ данин Советского Союза», насыщенное пафосом высокой гражданственности. Своеобразно небольшое стихотворение «Зернышко» в переводе П. Богданова. Заявив, что зерно кажется ему вкусней всех ягод и плодов, поэт говорит: По-человечески... и с уваженьем тут Я понял, что большой народный труд Заложен в маленькое, в это вот одно Пшеничное янтарное зерно. Можно было бы назвать еще ряд сти­ хотворений, характерных для тувинско­ го поэта. Хочется думать, что они най­ дут себе место во втором издании этой талантливой книги. Ан . Б е г а е в РОЖДЕНИЕ Б О Л ЬШО Г О ЧУВСТВА Р ождению и проявлению большого и неумирающего в людях чувст­ ва любви к природе, к своему родному краю посвящена небольшая книжка Н. Осинина «Солнечный дождик»'. Она обращена к детям, но, как всякое под­ линно художественное произведение, книжка доставляет радость открытия любому читателю. Именно: радость от­ крытия. Вместе с маленьким семилет­ ним Тимошиком — главным героем произведения — мы удивленно и восхи­ щенно глядим на огромный мир и об- ' Н. О с и н и н. «Солнечный дождик». Но­ восибирское кн. изд-во, 1958. 52 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2