Сибирские огни, 1959, № 3
/tum or ОБШРЕНИЕ Д. Р о м а н е н к о СТИХИ СТЕПАНА САРЫГ -ООЛА /"*тепан Агбанович Сарыг-оол, один из зачинателей тувинской худо жественной литературы, — поэт, про заик и драматург. Первое его стихотво рение появилось в печати четверть века тому назад, через два года после того, как в Туве была введена письменность. Читатель запомнит овеянные духом подлинной народности стихи Степана Сарыг-оола, впервые изданные на рус ском языке отдельной книгой *. В своих стихотворениях поэт, наряду с показом и осуждением тяжелого прошлого свое го народа, воспевает радость Тувы, ос вобожденной от феодального гнета. Со поставляя прошлое с настоящим, он подчеркивает таким образом величие наших дней и важность завоеванной победы. В старину бродил в тайге я С колышком и острой палкой; Я искал в оврагах корни И выкапывал саранки. А теперь в степи комбайны Урожай мой убирают; Стал я гордым хлеборобом... Волнующе и вдохновенно рассказы вает Сарыг-оол об экономических и со циальных преобразованиях, происшед ших в Туве после национально-освободи тельной революции 1921 года и особен но после добровольного вступления Тувы в состав Советского Союза. В стихотворе ниях Сарыг-оола встает образ обновлен ной тувинской степи, по которой раньше проходили лишь караваны верблюдов, а сейчас плывут комбайны и автомаши ны везут на элеваторы золотое зерно. Свое наиболее яркое воплощение тема преобразований нашла в стихотворениях «Дус-Даг», «Табунщики», «Пионерский 1 С. С а р ы г - о о л . Стихи. М. «Советский писатель», 1958. лагерь», «Рассказ летавшего», «Девуш ки-строители». Во многих стихотворениях Сарыг-оола решается одна из главных тем всей на шей многонациональной литературы, — тема дружбы народов, тема интернацио нальной солидарности и братства людей. Русский народ поэт называет старшим братом тувинского народа и благодарит за помощь, которую тот оказал и оказы вает в развитии хозяйства и культуры Тувы. Москва, в представлении Сарыг- оола, — столица новой Отчизны, от крывшая глаза всем народам на мир. В стихотворении «Усинский тракт», кото рым открывается сборник, есть такие проникновенные строки, посвященные Москве: Живи и освещай нам вечно Дорогу, как маяк. Москва! За помощь брагскую сердечно Благодарит тебя Тува! (Пер. М. Скуратова). В стихотворении «В моей Москве» изображена столица наших дней такой, какой она впервые представилась быв шему кочевнику: тут и восхищение увиденным, и радость, что великий го род принял его, как родного сына, и по нимание значения столицы Советского государства, озаряющей своими рубино выми звездами Кремля путь к великой правде. Стихотворение изобилует локальными сравнениями: машины здесь снуют и теснятся, «словно овцы в ущелье», людской поток выходящих из метро пас сажиров напоминает «далекий гул род ных водопадов», люди «колышутся и клонятся, словно травы, с налетающим ветром споря», а «дома на отвесы гор ных хребтов похожи». Так создается образность, близкая и понятная народу. Она-то и придает стихотворениям С. Са рыг-оола национальное своеобразие. Та кого восприятия Москвы, как у тувин ского поэта, мы не встретим больше ни у кого другого. Истоки этой образности начинаются в устном творчестве тувин цев. Сарыг-оол щедро черпает из этого источника. Но язык не есть нечто неподвижное. Язык всегда обогащается словами, во бравшими в себя понятия, вызванные условиями новой жизни. При феодаль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2