Сибирские огни, 1959, № 3
мя я не сумел отыскать точку в жизни и теперь ношусь со своим ненасытным любопытством, как Архимед со своим рычагом», — говорит он. Без книг для него жизнь немыслима. Он любит поэзию, читает нанамять Блока и сам пишет стихи. Эрмэтэгин хо рошо понимает, что их «даже нельзя на звать стихами», но ему так хочется ска зать свое слово о жизни, которая бур лит вокруг. При этом он считает, что «писание сти хов плохо действует на человека, рас слабляет его волю. Правда,— добавляет Эрмэтэгин,— бывают такие дни, что ру ки сами тянутся к бумаге и карандашу, звучные строки заполняют голову». У Эрмэтэгина есть одна слабость — он любит выпить. И все же этот чело век неуемной энергии, перепробовавший множество профессий — от моряка до проводника геологической экспедиции и .заведующего клубом — вызывает ис креннюю симпатию. Он в значительной степени олицетворяет чукчу новой фор мации, который чувствует себя хозяи ном жизни, властелином природы. Со поставление образа бабушки Гивынэ с образом Эрмэтэгина помогает нагляднее представить себе путь, пройденный чу котским народом за короткое время. Выразительны детали, которые нахо дит Ю. Рытхэу, чтобы показать масштаб и глубину преобразований в жизни и сознании чукчей. Старый Рычып, услышав от школьни ков, что «земля круглая, как нерпичья голова», потрясен: «Надо скорее запа сти воды, а то она, чего доброго, вся стечет!». Тот же Рычып, недовольный Ринты- ном, не сумевшим справиться с собачь ей упряжкой, сердито укоряет: — На самолетах вам летать, а не каюрить! В его представлении «летать на ■самолетах» — синоним безделья и бес помощности. Мутчин, узнав, что электрическая лампочка будет светить, как тысяча жирников, не на шутку встревожен: «Не будет ли пожара?». Такие беглые зарисовки убедительно говорят о том, как много ложных пред ставлений нужно было преодолеть для торжества нового. Сложность и своеобразие «великого кочевья» народа от прошлого к буду щему писатель подчеркивает во многих эпизодах. Пожалуй, один из самых свое образных — с шаманкой Пээп. Старуха испробовала все средства, чтобы выле чить старика Мучина (у него болят но ги), но безрезультатно. Тогда шаманка советует: «— Попробуй, сходи на Полярную станцию. Тамошний доктор дал мне кап ли для глаз, так они почти перестали слезиться. Может быть, и от ног у него что-нибудь есть». Разве не забавно, что шаманка, при знавая свое бессилье, направляет боль ного к врачу? Такую сцену можно толь ко подсмотреть в жизни, выдумать ее нельзя. И подобные сцены рассыпаны в повести щедрой рукой. Расцвет жизни чукотского народа не разрывно связан с братской помощью русских друзей. В повести, проникнутой высокими идеями пролетарского интер национализма, мы видим образы тех, кто помогает чукчам прийти к «времени таяния снегов». Это — работники По лярной станции радистка Лена, заботли вая и внимательная девушка, Анатолий Федорович, Гуковский, директор школы Василий Львович, его мать Прасковья Кузьминична, пекарь дядя Павел, про давец Наум Соломонович. К сожалению, все они, за редким ис ключением, очерчены бегло. Вряд ли может служить оправданием то, что ге рои повести изображены через восприя тие мальчика: ведь сумел Ю. Рытхэу создать полнокровные образы дяди Кмоля, бабушки Гивынэ, Рычыпа и дру гих. Скупо, но выразительно нарисова ны отрицательные персонажи — сухой чиновник Кожемякин, вороватый и жад ный Журин. Среди русских друзей чукчей ярче других изображены Лена и дядя Павел с семьей. Их бескорыстная помощь се верянам вызывает ответное чувство всех жителей стойбища. Трогательную заботу проявляют улакцы о сыне дяди Павла Пете, когда его отец уезжает на несколько дней в больницу. Неузнавае мо преображается чум дяди Кмоля — для того, чтобы русскому мальчику было тепло и светло. В первый же вечер под самыми различными предлогами прихо дят в чум Кмоля чукчи - - каждый из них хочет убедиться, удобно ли Пете, хорошо ли он устроился. И этот проник новенно описанный эпизод вряд ли оста вит кого-нибудь равнодушным. Вся повесть Юрия Рытхэу овеяна чистой и ясной поэзией. Ее источник — не только в поэтичных чукотских леген дах и преданиях, вкрапленных в произ ведение; писатель сумел сделать на стоящей поэзией и описания быта и обычаев, охоты и хозяйственных забот чукчей. Источник этой поэзии — горячая лю бовь писателя к своему народу, возрож денному Советской властью к жизни и счастью, переживающему радостное время таяния снегов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2