Сибирские огни, 1959, № 3
пришлось встречаться с участниками VI Всемирного фестиваля в Москве (их было от Норвегии 600 человек). В упрек норвежским комсомольцам надо сказать, что они совершенно не используют этих молодых людей в своей работе, хотя большинство из них, не являясь комсомольцами, сами высту пают активными пропагандистами идей фестиваля. В Бергене мы посетили знаменитый Ганзейский музей, расположенный в бывшем доме немецких купцов, постро енном 250 лет назад. В музее нам по казали пудовую гирю, которой купцы пользовались с 1568 по 1835 г. В 1835 г. местные власти проверили гирю, и оказалось, что в ней не хвата ет примерно 3 кг. 200 с лишним лет купцы обвешивали покупателей. Нам пришлось только удивляться, что, получая громадные прибыли, эти купцы жили, как животные. Например, в доме никогда не зажигался свет, не топились печи. Зимой, спасаясь от холо да, они спали в мешках, заполненных тюфяками и подушками. Этот музей как бы отражает тот «прогресс», который произошел в среде торгашей, дельцов в капиталистическом мире. Способы получения наживы почти не изменились за столетия, зато внеш ний вид богачей, образ их жизни пре терпел заметные изменения. Они ходят сейчас в роскошных одеждах, живут в прекрасных дворцах и даже выступают порой в роли «друзей» рабочих. Жители Бергена — ревностные пат риоты своего города. Они считают его совершенно исключительным городом. Впрочем, действительно, бергенцы гово рят на особом наречии. Наш перевод чик, свободно объяснявшийся с норвеж цами в Осло, Рене и других городах, затруднялся в разговорах с берген цами. Обособленность этого города склады валась в течение столетий, когда он в борьбе с конкурентами за первенство в морской торговле отгораживался от со- седей-соотечественников. Бергенцы по лушутя говорили нам: «Когда приедете в Советский Союз, скажите, что вы были в Норвегии и в Бергене». На одной из строек нас познакомили с Биргером Мадсеном — владельцем строительной фирмы. Он очень благо желательно отозвался о Советском Сою зе и выразил желание свозить нас в му зей знаменитого норвежского композито ра Эдварда Грига. В эту поездку мы отправились в до вольно оригинальном сочетании: за ру лем сидел капиталист, а на подушках, в качестве пассажиров, расположились коммунисты. Музей Грига находится в доме, где жил и умер композитор. Дом стоит на вдающейся в залив скале, покрытой ро скошным лесом. Внизу, на берегу зали-, ва, находится беседка, в которой Григ сочинял свои произведения. Сама приро да, кажется, собрала всю свою красоту в это место, чтобы помочь гениальному музыканту переложить ее на язык му зыки. Рояль композитора, его вещи, много численные фотографии... Увидели мы и фото Петра Ильича Чайковского, пода ренное им норвежскому собрату по ис кусству. Смотритель музея сообщил, что на рояле играть никому не разрешают, од нако исключение было сделано для рус ских артисток Давыдовой и Николае вой, которые исполнили здесь произве дения Грига. Внизу под обрывом, в скале, находят ся урны с прахом Грига и его жены. Почти всегда на этой могиле возложены живые цветы, как символ бессмертия' музыки великого норвежца. Вечером состоялась встреча с комсо мольцами Бергена. В арендованном по мещении собралось около 50 человек молодежи. Встречу открыл Петр Лимб- нер — председатель бергенской комсо мольской организации. Он попросил нас рассказать о жизни молодежи в Совет ском Союзе. После нашего рассказа начались, как и в районе Сагоне, всякие развлечения. Правда, «диких» игр и танцев здесь бы ло меньше. Поездка е Тёнсберг и Рену Из Бергена мы поехали в Тёнсберг. В дороге провели всю ночь. В купе ехало восемь человек. Места в вагоне не приспособлены для лежа ния. Можно только сидеть, да и то в тесноте. Не раз мы вспоминали наши железнодорожные вагоны, где можно свободно посидеть и лечь поспать. В эту ночь мы сделали четыре пере садки (две из них «внеплановые»). Никто из норвежцев нас не сопровож дал, а переводчик не понял названия станции. И вот мы пересели в поезд, направляющийся прямо в противопо ложную сторону. Только через 3 0—40 минут проводник объяснил нам, что мы едем не туда. Прибыли в Тёнсберг с опозданием часа на три. Несмотря на опоздание, нас встречали. Это были Хокон Ульсен, ученик-наборщик местной типографии, Киют Хенкриксен, китобоец, и Карё Иогансен, предприниматель. Последний оказался любопытным че ловеком, в нем как бы сконцентрирова лись противоречия капиталистического общества. С одной стороны, он прогрес сивно настроен в отношении Советского Союза, поддерживает материально пе чатный орган Компартии Норвегии га зету «Фрихетен», активно помогает в деятельности Тёнсбергской комсомоль ской организации. Его дочь была участ ницей VI Всемирного фестиваля в Мо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2