Сибирские огни, 1959, № 3

(95% всех средств). В 1952 г. объеди­ ненный кооператив совершенно отказал­ ся от участия в строительстве самих членов. Он превратился в крупную частно-капиталистическую строительную фирму, от общественных начал которой остались рожки да ножки. Справедливости ради надо отметить, что эта вновь рожденная фирма жадно начала воспринимать все новое, что по­ явилось в области строительства в Да­ нии, Швеции, Германии и других стра­ нах, она сконцентрировала у себя ква­ лифицированных проектировщиков, ин­ женеров, рабочих. Впервые в Норвегии стало применяться комплексное изготов­ ление всех узлов и деталей здания, строительная площадка была превраще­ на в монтажную. Стоимость квадратного метра (вместе со стоимостью земли) не превышает 600 крон, при высоком качестве строи­ тельства. Внедрение новых, прогрессив­ ных методов позволило сократить сроки строительства и несколько снизить стои­ мость жилья. Все это создало «коопера­ тиву» популярность среди населения. Какую же выгоду получает человек, если он вступает в «кооператив»? Он может рассчитывать, что через 4 —5 лет получит квартиру. Для вступления не­ обходимо внести 12000 крон (при сред­ немесячном заработке 12 0 0— 1300 крон). Причем, 8 тысяч вносятся сразу, а на остальные 4 тысячи государство дает заем на 100 лет, взыскивая затем с должника 3,5% его годового дохода. Внесение денег сразу полностью, без государственного займа, не разрешается. Следовательно, вступая в кооператив, рабочий не только себя, но и последую­ щие два поколения ставит в зависимость от капиталистов. Получив, наконец, квартиру, рабочий не является ее собственником. Ежеме­ сячно, в зависимости от площади, он вносит плату от 120 до 200 крон. Наш квартирохозяин Хельге, у которого мы жили в Осло, 5 лет состоял членом одного кооператива, однако квартиру так и не получил. Он перешел в другой кооператив, заплатил почти в два раза больше и только тогда получил квар­ тиру. Так называемое «решение» жилищ­ ной проблемы в Норвегии носит чисто формальный характер. Эта проблема не­ разрешима при капиталистическом строе, как и другие социальные и эко­ номические проблемы. Но, надо признаться, строят в Норве­ гии хорошо. Обращает внимание эконо­ мичность планировки. В квартире пло­ щадью 48 —50 кв. м коридор составля­ ет всего 4 —5 кв. м, тогда как у нас он часто достигает 2 0— 30% полезной пло­ щади. В квартирах много света, отлично обо­ рудовано отопление. В жилых кварталах на 5 0 0—600 квартир строится одна котельная на жидком топливе, которую обслуживают 1— 2 человека. На мини­ атюрных отопительных радиаторах име­ ются вентили, которые регулируют на­ грев. Кухня оборудуется всем необходи­ мым для домашнего хозяйства. Нашим проектировщикам и строителям стоит заинтересоваться опытом норвежцев. На улицах столицы наше внимание привлекли юноши и девушки, одетые в яркие красные, зеленые, желтые костю­ мы с различными значками, рисунками и надписями. Нам объяснили, что это' выпускники гимназий, которые посту­ пили в высшие учебные заведения. Пе­ риод между выпуском и сдачей экзаме­ нов в вуз, по традиции, является свое­ образным праздником. Кстати, о системе просвещения и обра­ зования в Норвегии. Существуют семи: летние, так называемые народные шко­ лы, в которых за счет государства обу­ чаются все дети. Следующая ступень —, реальные училища, где в течение 2 —& лет ученики получают необходимые про­ фессиональные навыки. Окончившие ре­ альные училища не имеют права посту­ пать в институты и университеты. Для этого необходимо кончить гимназию. За обучение в вузе надо платить около' 500 крон в год. Существует плата за сдачу экзаменов (50 крон за экзамен), 75 крон в месяц стоит место в студен­ ческом общежитии, которое достать не­ легко. Государство и здесь остается «до­ брым», предоставляя студентам заем’ (до 4000 крон) с тем, чтобы после окон­ чания учебы в течение 8 — 10 лет эта сумма была возвращена, конечно, с оп­ ределенными процентами. Не случайно, что среди студентов всего 7,5% детей рабочих и 19% девушек. Рабочие нам говорили, что выгоднее отправлять дег тей учиться в другие страны, чем давать им высшее образование в Норвегии. Посмотрели мы в Осло и культурны^ достопримечательности. Большое впе­ чатление оставил музей, где находится корабль «Фрам», на котором Амундсен и Нансен совершали свои знаменитые экспедиции. В каютах оставлено преж­ нее оборудование и вещи знаменитых исследователей. Рядом с музеем недав­ но построили новое здание и помести­ ли там плот «Кон-Тини», на котором трое норвежцев совершили свое знаме­ нитое плавание. Сами норвежцы очень мало посещают музей. Нам показалось странным, что сопровождающие нас активисты и ра­ ботники комсомола были в музеях впер­ вые. Неприятное впечатление осталось от посещения парка, названного по имени его создателя — Вигеляна. В этом пар­ ке, расположенном в центре столицы, собраны все работы этого скульптора, Парк сравнительно новый (открыт по­ сле войны). Творчество Вигеляна, как он говорит;, сводится к лозунгу: показывать жизнь во всех ее формах и проявлениях. Од-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2