Сибирские огни, 1959, № 2
казачества и крестьянства. Революцион ная действительность приводит их к вы воду: «Придется, казачки, теперь с му жиками одну пашенку пахать да одного врага бить. Вместе-то вернее будет». Автору удались массовые сцены, ко торые образуют главные опорные пунк ты сюжета. Такова, например, картина сходки в начале повести. Здесь берет свое начало ведущий ее конфликт: меж ду «расейскими» и казаками возникает спор из-за покосов. Мало того, что кре стьянская масса изображена в этих эпи зодах динамично, но показаны и мотивы ее действий, выдвинуты вопросы, кото рые ее волнуют и на которые она не утомимо ищет ответа: о войне и мире, о земле, о религии и др. Правдивое воспроизведение историче ского события достигается также благо даря верным зарисовкам быта алтайских казаков и крестьян, точности всевозмож ных этнографических деталей. Писатель экономен в описаниях. Вообще, сжатость повествования, эко номичность изобразительных средств — отличительная черта стиля этой пове сти. Нельзя сказать, чтобы с нею были связаны только достоинства произведе ния. Всякая чрезмерность, всякий выход за рамки необходимости приводит лю бой художественный принцип к отрица тельным результатам. Возьмем, напри мер, драматический по замыслу эпизод: брат застрелил сестру, ставшую любов ницей палача края Фалалеева. Но по ступок Тишки Игнатченко никак не под готовлен, мы ничего до этого момента не знали о его чувствах и намерениях. Таким образом, лаконичность в данном случае связана с невниманием к психо логической мотивировке поступков дей ствующих лиц. Повести явно недостает психологической глубины. Идейный рост героев показан только внешне. Чита тель видит лишь результаты их разви тия. Автор ограничивается короткой справкой там, где следовало бы дать картину. Ценность хорошей книги серь езно снижается из-за невнимания к пси хологическому анализу поведения ге роев. И л ь я С у х о в ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ЗЕ/ЧДИ ладимирские проселки» В. Соло ухина — книга обычных очерков о проделанном «однажды летом» путе шествии К Не совсем обычна она в са мом важном — по цели и предмету по вествования, по исполнению, по кра скам. Последнее время многие советские туристы побывали в разных дальних странах. Дело это хорошее и полезное. И почти каждый турист, наскоро и по верхностно осмотрев десятки знамени тых мест, спешит обрадовать читателя записями своих впечатлений. В них он чаще всего посредством восклицатель ных знаков выражает свой восторг пе ред давно открытыми красотами Коли зея, Елисейских полей, Адриатического моря. В. Солоухину пришла счастливая мысль — пройтись пешочком по родной ему Владимирской земле, оглянуться вокруг, посмотреть на все добрым, зор ким, а где надо и придирчивым, глазом простого человека, советского граждани на, поэта и исследователя. Конечно, неповторимо и по-своему великолепно Адриатическое море. Но, оказывается, сколько же необыкновен ного, чарующего, поэтического лежит рядом с нами в наших лесах, в неза метных, древних и новых, деревушках, в маленьких реках, в, казалось бы, про стом, примелькавшемся, обыденном. В обыкновенном увидеть удивляющую и потрясающую нас красоту, через про стое и малое разглядеть необыкновен ное и большое — наихарактернейшая черта поэтического дарования В. Соло ухина. Посмотрите, как ярко и ощутимо рас сказывает он о таких «мелочах», как речушка Шеридарь, с которой «не шути, без разбегу ни за что не перепрыгнешь», или об обыкновенной залитой солнцем полянке в лесу, на которой «паслись ма ленькие сосенки» («Казалось, матерые деревья выпустили своих детишек поиг рать да порезвиться»), или о «невзрач ной цветочной мелюзге» в бору. Перед нами вдруг возникают то «розовые ко локольчики» брусники, то черники «фар форовые абажурчики», а вот «собрались в кисточку крохотные белые кувшинчи ки с яркими красными горлышками. Кувшинчики опрокинуты горлышками вниз, и из них целый день льется и льется аромат. Это целебная трава то локнянка». «Нет, только издали похожи друг на друга боровые цветы!» — вос клицает автор. О березке, о пыльной дороге, о золо тистом дожде и непролазной, непроез жей грязи, о лесе, солнечном и ненаст ном, веселом и мрачном, о лугах и озе рах, грибах, цветах — словом, обо всем, что передает неповторимую прелесть среднерусского пейзажа, В. Солоухин говорит живописно, с подкупающей не посредственностью, с глубоко скрытой теплотой, нежностью. 1 В. Солоухин. Владимирские проселки . М. «Молодая гварди я» , 1958.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2