Сибирские огни, 1959, № 2

казачества и крестьянства. Революцион­ ная действительность приводит их к вы­ воду: «Придется, казачки, теперь с му­ жиками одну пашенку пахать да одного врага бить. Вместе-то вернее будет». Автору удались массовые сцены, ко­ торые образуют главные опорные пунк­ ты сюжета. Такова, например, картина сходки в начале повести. Здесь берет свое начало ведущий ее конфликт: меж­ ду «расейскими» и казаками возникает спор из-за покосов. Мало того, что кре­ стьянская масса изображена в этих эпи­ зодах динамично, но показаны и мотивы ее действий, выдвинуты вопросы, кото­ рые ее волнуют и на которые она не­ утомимо ищет ответа: о войне и мире, о земле, о религии и др. Правдивое воспроизведение историче­ ского события достигается также благо­ даря верным зарисовкам быта алтайских казаков и крестьян, точности всевозмож­ ных этнографических деталей. Писатель экономен в описаниях. Вообще, сжатость повествования, эко­ номичность изобразительных средств — отличительная черта стиля этой пове­ сти. Нельзя сказать, чтобы с нею были связаны только достоинства произведе­ ния. Всякая чрезмерность, всякий выход за рамки необходимости приводит лю­ бой художественный принцип к отрица­ тельным результатам. Возьмем, напри­ мер, драматический по замыслу эпизод: брат застрелил сестру, ставшую любов­ ницей палача края Фалалеева. Но по­ ступок Тишки Игнатченко никак не под­ готовлен, мы ничего до этого момента не знали о его чувствах и намерениях. Таким образом, лаконичность в данном случае связана с невниманием к психо­ логической мотивировке поступков дей­ ствующих лиц. Повести явно недостает психологической глубины. Идейный рост героев показан только внешне. Чита­ тель видит лишь результаты их разви­ тия. Автор ограничивается короткой справкой там, где следовало бы дать картину. Ценность хорошей книги серь­ езно снижается из-за невнимания к пси­ хологическому анализу поведения ге­ роев. И л ь я С у х о в ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ЗЕ/ЧДИ ладимирские проселки» В. Соло­ ухина — книга обычных очерков о проделанном «однажды летом» путе­ шествии К Не совсем обычна она в са­ мом важном — по цели и предмету по­ вествования, по исполнению, по кра­ скам. Последнее время многие советские туристы побывали в разных дальних странах. Дело это хорошее и полезное. И почти каждый турист, наскоро и по­ верхностно осмотрев десятки знамени­ тых мест, спешит обрадовать читателя записями своих впечатлений. В них он чаще всего посредством восклицатель­ ных знаков выражает свой восторг пе­ ред давно открытыми красотами Коли­ зея, Елисейских полей, Адриатического моря. В. Солоухину пришла счастливая мысль — пройтись пешочком по родной ему Владимирской земле, оглянуться вокруг, посмотреть на все добрым, зор­ ким, а где надо и придирчивым, глазом простого человека, советского граждани­ на, поэта и исследователя. Конечно, неповторимо и по-своему великолепно Адриатическое море. Но, оказывается, сколько же необыкновен­ ного, чарующего, поэтического лежит рядом с нами в наших лесах, в неза­ метных, древних и новых, деревушках, в маленьких реках, в, казалось бы, про­ стом, примелькавшемся, обыденном. В обыкновенном увидеть удивляющую и потрясающую нас красоту, через про­ стое и малое разглядеть необыкновен­ ное и большое — наихарактернейшая черта поэтического дарования В. Соло­ ухина. Посмотрите, как ярко и ощутимо рас­ сказывает он о таких «мелочах», как речушка Шеридарь, с которой «не шути, без разбегу ни за что не перепрыгнешь», или об обыкновенной залитой солнцем полянке в лесу, на которой «паслись ма­ ленькие сосенки» («Казалось, матерые деревья выпустили своих детишек поиг­ рать да порезвиться»), или о «невзрач­ ной цветочной мелюзге» в бору. Перед нами вдруг возникают то «розовые ко­ локольчики» брусники, то черники «фар­ форовые абажурчики», а вот «собрались в кисточку крохотные белые кувшинчи­ ки с яркими красными горлышками. Кувшинчики опрокинуты горлышками вниз, и из них целый день льется и льется аромат. Это целебная трава то­ локнянка». «Нет, только издали похожи друг на друга боровые цветы!» — вос­ клицает автор. О березке, о пыльной дороге, о золо­ тистом дожде и непролазной, непроез­ жей грязи, о лесе, солнечном и ненаст­ ном, веселом и мрачном, о лугах и озе­ рах, грибах, цветах — словом, обо всем, что передает неповторимую прелесть среднерусского пейзажа, В. Солоухин говорит живописно, с подкупающей не­ посредственностью, с глубоко скрытой теплотой, нежностью. 1 В. Солоухин. Владимирские проселки . М. «Молодая гварди я» , 1958.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2