Сибирские огни, 1959, № 2
В романе звучит, хотя и вторым пла ном, актуальнейшая тема дня — тема борьбы за мир. Прошло уже много лет, а война все еще показывает свои отвратительные гримасы. Она напоминает о себе тяже лыми последствиями контузий, застряв шими осколками в головах, обезображен ными лицами. Годами лежат бывшие фронтовики в больницах. Зачастую раз рушаются их семьи, дети остаются без отцов. Люди лишаются профессий, не имеют возможности к самостоятельно му существованию. Всеми своими силами, всем своим ма стерством стремится Аржанов избавить людей от страданий, принимает самое живое участие в их судьбе. Мысль его обращается к первопричине всех зол, к ненавистной войне... Но дальше этого не идет. Мы вправе были надеяться, что вид ный московский хирург, сам участник войны и послевоенной битвы за челове ка, к тому же в результате той же вой ны потерявший любимого человека, предстанет фигурой общественно значи тельной, надеялись увидеть его, допу стим, на трибуне всемирного конгресса сторонников мира... Есть у А. Коптяевой один персонаж— юный музыкант Алеша Фирсов. На про тяжении всего романа он вынашивает идею Сталинградской симфонии. Начи нающему композитору никак не дается заключительная часть, где, по его замы слу, широко и страстно должна зву чать жизнеутверждающая тема мира, тема победы человеческого разума над силами разрушения и войны. Кончается роман, а симфония так и остается неза конченной... Такой недопетой песней представляет ся нам и весь роман «Дерзание». И при- •чиной тому — неудачно избранный цен тральный конфликт произведения. Конфликт, или столкновение, предпо лагает наличие сталкивающихся сторон. Не может строиться конфликт как столк новение человека с самим собой. Даже знаменитая печоринская рефлексия, раз двоенность — явление не самостоятель ное, а производное, причина его лежит вовне, в столкновении человека с недю жинными задатками с миром «клеветни ков ничтожных», пустых франтов груш- ницких. В романе Д. Гранина «После свадь бы» нас убеждает центральный кон фликт между эгоистичным, потреби тельски настроенным Игорем Малюти ным и советским обществом, требующим от каждого своего представителя уча стия в коллективном самоотверженном труде на благо народа. Та напряженная •внутренняя борьба, которая начинается у Игоря в результате этого столкнове ния, предстает как процесс глубокой и закономерной ломки его сознания, рож дения новых связей с обществом, кру шения старых представлений. Все это вполно оправдано и психологически мо тивировано. Но Д. Гранин, как нам думается, чрез мерно увлекся психологическим анали зом, поисками душевной раздвоенности, и это привело его к созданию надуман ных, «внутренних», конфликтов. Кристально чистая, боевая комсомол ка, душа и совесть коллектива Вера Сизова сталкивается с житейской пошло стью, с предательством индивидуалиста Ипполитова. И у нее, подобно Игорю, начинается глубокая душевная ломка. У Веры опускаются руки, она становится безучастной к работе, отказывается воз главить группу по осуществлению ее идеи автоматизации станка, полностью выключается из жизни коллектива. Веру мучает не столько то, что любимый че ловек оказался карьеристом и подлецом. Рушатся ее представления о жизни, о людях вообще, обо всем окружающем мире. Оказывается, в идеально стройной, оранжерейной схеме ее взглядов не бы ло уготовано место для людской сквер ны! И вот потребовалось множество страниц романа, чтобы новая графа си- зовокой схемы жизни была, наконец, за полнена. Где, в каком институте благо родных девиц воспитывалась эта комсо молка? Почему в борьбе с индивидуа лизмом нужно самому становиться, хотя бы на время, индивидуалистом, в борьбе с предательством самому, хотя бы на время, предавать интересы общего дела?! Надуманность подобного «внутреннего» конфликта очевидна. Во имя того же углубления психоло гического анализа Д. Гранин наделяет конфликтами с самим собой многих сво их героев. И Генька, и комсорг Шуй ский, и жена Игоря Тоня, и агроном На дежда Осиповна — все они в той или иной степени проходят стадию рефлек сии, раздвоенности. В итоге — центральный конфликт, вполне убедительный сам по себе, беско нечными вариациями на ту же тему, слишком частыми повторами, безуслов но, снижается. Нет, не на путях поисков «внутрен них» конфликтов, не на путях изобра жения второстепенного, частного кон фликта строится боевая литература со временности! Лишь раскрытие острых, общественно значимых противоречий нашей действительности способно вы звать к жизни горячее кипение стра стей, высокий пафос утверждения всепо беждающих идей коммунизма. * * * Советская литература о современно сти переживает бурную стадию роста. Все большее и большее число писателей целиком посвящает свое творчество важнейшей теме нашего сегодня. Произ ведениям о современности еще присущи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2