Сибирские огни, 1959, № 2
Рассуждения директора, на первый взгляд, вполне убедительны. Наше го сударство плановое, ему нужно, чтобы каждое предприятие в первую очередь выполняло план. Выполнять и перевы полнять план выгодно и рабочим — они получают повышенную зарплату, преми альные. Это выгодно и ему, директору. Значит — подавай план во что бы то ни стало! В схеме этих рассуждений не учтено одно — творческая инициатива масс, новаторская мысль, которая не мирится с техническим застоем, с отживающими свой век методами труда. План реконструкции, предложенный Вяхиревым, исходил из коренных ин тересов производства, из интересов рабочих. Но он не сулил быстрого успеха, связан был с временным пони жением производительности труда, вре менным недовыполнением плана, озна чал признание коренных недостатков организации прошлого. Честолюбие ди ректора не могло примириться со всем этим. Блестящий оратор, талантливый дипломат, авторитетный в высших сфе рах, директор передового завода, Валь- ган нажимает на все нужные педали, чтобы похоронить план Бахирева. Ре шающая сцена романа — собрание за водского партийно-хозяйственного акти ва. Здесь перед судом коллектива пред стали руководители завода. Ни демаго гические речи Вальгана, ни поддержка со стороны представителя горкома — ничто не помогло директору: коллектив за ним не пошел. Хотя роман далеко еще не закончен, и Вальган еще в полном блеске власти, но здесь кончается история Вальгана— общественного деятеля. Отсюда начи нается история интригана и карьериста, человека, трагически не понимающего духа эпохи, духа коллективизма. ” Говорят, конфликт — Д-уша произве дения. Большой, общественно значимый конфликт «Битвы в пути» и «Братьев Ершовых» определил, несмотря на це лый ряд частных недостатков, серьез ный успех этих романов. Писатели заго ворили о самом главном в жизни наше го общества, нарисовали широкие кар тины жизни страны за истекшее пяти летие. Будущие поколения, изучая эпоху грандиозных преобразований в стране Советов, открытую XX съездом партии, найдут в произведениях наших совре менников живой, партийно пристраст ный, правдивый отклик. Иначе обстоит дело с произведениями, в основу которых положен конфликт частный, малозначительный. В романе А. Коптяевой «Дерзание» можно проследить две конфликтные ли нии. Одна из них. Личное счастье Ивана Ивановича с хирургом Ларисой Фирсо- вой не получилось из-за того, что в дни их знакомства и совместной работы Ла риса переживала тяжелую утрату — на фронте погиб ее муж. Убитая горем, она не могла тогда ответить Ивану Иванови чу взаимностью. Таким образом, глав ным противником героев выступает вой на, помешавшая их счастью. Другая линия. Новатор по духу, та лантливый врач Иван Иванович, отойдя от нейрохирургии, где уже имел значи тельные достижения, вторгается в но вую область медицины — начинает де лать операции сердца. Ввиду неизучен ное™ проблемы, здесь он зачастую тер пит неудачи. Из разных побуждений против нового «увлечения» Ивана Ива новича выступают некоторые из его кол лег и жена Варя. Первая линия, несмотря на ее сугубо личный характер, все же давала основа ния для создания произведения сего дняшнего дня, обусловливала антивоен ную направленность романа, позволяла заговорить о проблемах большой значи мости. Вторая линия решает вопрос — име ет ли право талантливый человек «раз брасываться»: облюбовав одно направле ние в науке, увлечься новым? Проблема не выходит за рамки решения частной задачи, не имеет примет времени — по добный вопрос мог возникнуть в любую эпоху. Какой из этих двух конфликтных ли ний писательница отдала предпочтение. Ответом служит название романа — вто рой. В развитие основного конфликта А. Коптяева дает подробнейшее описа ние целой серии смелых операций Ива на Ивановича в области сердца и одну удачную операцию из области нейро хирургии. Таким образом она убеждает и авторитетную комиссию, и Варю, и чи тателя в том, что, действительно, хирург Аржанов имеет право заниматься не сколькими областями медицины, или, го воря обобщенно, талантливый человек имеет право быть многогранным. Но нас все время преследует ощуще ние, что борцу за жизнь и счастье лю дей, самоотверженному хирургу Аржано ву, тесно в рамках такого конфликта. Говорят, великая цель рождает великие усилия. А если цель мелковата? Тогда и у Ивана Ивановича появляются доволь но мелкие чувства. Он по-обывательски трусит перед комиссией, проверяющей его работу, и оттого, что авторитетные представители слишком долго не дают заключения, у него «просто пальцы де ревенеют...». Справедливость требует отметить, что в целом ряде случаев писательница ри сует отдельные картины с большим ма стерством и вдохновением. Но ни описа ния новейших методов операций, ни лю бовное описание сегодняшней Москвы с ее грандиозным строительным разма хом не сделали бы «Дерзание» произве дением современным, если бы в романе не присутствовала другая линия дейст вия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2