Сибирские огни, 1959, № 2

Рассуждения директора, на первый взгляд, вполне убедительны. Наше го­ сударство плановое, ему нужно, чтобы каждое предприятие в первую очередь выполняло план. Выполнять и перевы­ полнять план выгодно и рабочим — они получают повышенную зарплату, преми­ альные. Это выгодно и ему, директору. Значит — подавай план во что бы то ни стало! В схеме этих рассуждений не учтено одно — творческая инициатива масс, новаторская мысль, которая не мирится с техническим застоем, с отживающими свой век методами труда. План реконструкции, предложенный Вяхиревым, исходил из коренных ин­ тересов производства, из интересов рабочих. Но он не сулил быстрого успеха, связан был с временным пони­ жением производительности труда, вре­ менным недовыполнением плана, озна­ чал признание коренных недостатков организации прошлого. Честолюбие ди­ ректора не могло примириться со всем этим. Блестящий оратор, талантливый дипломат, авторитетный в высших сфе­ рах, директор передового завода, Валь- ган нажимает на все нужные педали, чтобы похоронить план Бахирева. Ре­ шающая сцена романа — собрание за­ водского партийно-хозяйственного акти­ ва. Здесь перед судом коллектива пред­ стали руководители завода. Ни демаго­ гические речи Вальгана, ни поддержка со стороны представителя горкома — ничто не помогло директору: коллектив за ним не пошел. Хотя роман далеко еще не закончен, и Вальган еще в полном блеске власти, но здесь кончается история Вальгана— общественного деятеля. Отсюда начи­ нается история интригана и карьериста, человека, трагически не понимающего духа эпохи, духа коллективизма. ” Говорят, конфликт — Д-уша произве­ дения. Большой, общественно значимый конфликт «Битвы в пути» и «Братьев Ершовых» определил, несмотря на це­ лый ряд частных недостатков, серьез­ ный успех этих романов. Писатели заго­ ворили о самом главном в жизни наше­ го общества, нарисовали широкие кар­ тины жизни страны за истекшее пяти­ летие. Будущие поколения, изучая эпоху грандиозных преобразований в стране Советов, открытую XX съездом партии, найдут в произведениях наших совре­ менников живой, партийно пристраст­ ный, правдивый отклик. Иначе обстоит дело с произведениями, в основу которых положен конфликт частный, малозначительный. В романе А. Коптяевой «Дерзание» можно проследить две конфликтные ли­ нии. Одна из них. Личное счастье Ивана Ивановича с хирургом Ларисой Фирсо- вой не получилось из-за того, что в дни их знакомства и совместной работы Ла­ риса переживала тяжелую утрату — на фронте погиб ее муж. Убитая горем, она не могла тогда ответить Ивану Иванови­ чу взаимностью. Таким образом, глав­ ным противником героев выступает вой­ на, помешавшая их счастью. Другая линия. Новатор по духу, та­ лантливый врач Иван Иванович, отойдя от нейрохирургии, где уже имел значи­ тельные достижения, вторгается в но­ вую область медицины — начинает де­ лать операции сердца. Ввиду неизучен­ ное™ проблемы, здесь он зачастую тер­ пит неудачи. Из разных побуждений против нового «увлечения» Ивана Ива­ новича выступают некоторые из его кол­ лег и жена Варя. Первая линия, несмотря на ее сугубо личный характер, все же давала основа­ ния для создания произведения сего­ дняшнего дня, обусловливала антивоен­ ную направленность романа, позволяла заговорить о проблемах большой значи­ мости. Вторая линия решает вопрос — име­ ет ли право талантливый человек «раз­ брасываться»: облюбовав одно направле­ ние в науке, увлечься новым? Проблема не выходит за рамки решения частной задачи, не имеет примет времени — по­ добный вопрос мог возникнуть в любую эпоху. Какой из этих двух конфликтных ли­ ний писательница отдала предпочтение. Ответом служит название романа — вто­ рой. В развитие основного конфликта А. Коптяева дает подробнейшее описа­ ние целой серии смелых операций Ива­ на Ивановича в области сердца и одну удачную операцию из области нейро­ хирургии. Таким образом она убеждает и авторитетную комиссию, и Варю, и чи­ тателя в том, что, действительно, хирург Аржанов имеет право заниматься не­ сколькими областями медицины, или, го­ воря обобщенно, талантливый человек имеет право быть многогранным. Но нас все время преследует ощуще­ ние, что борцу за жизнь и счастье лю­ дей, самоотверженному хирургу Аржано­ ву, тесно в рамках такого конфликта. Говорят, великая цель рождает великие усилия. А если цель мелковата? Тогда и у Ивана Ивановича появляются доволь­ но мелкие чувства. Он по-обывательски трусит перед комиссией, проверяющей его работу, и оттого, что авторитетные представители слишком долго не дают заключения, у него «просто пальцы де­ ревенеют...». Справедливость требует отметить, что в целом ряде случаев писательница ри­ сует отдельные картины с большим ма­ стерством и вдохновением. Но ни описа­ ния новейших методов операций, ни лю­ бовное описание сегодняшней Москвы с ее грандиозным строительным разма­ хом не сделали бы «Дерзание» произве­ дением современным, если бы в романе не присутствовала другая линия дейст­ вия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2