Сибирские огни, 1959, № 2
шествления своих помыслов, отец Григо рия. А сам Бородин вынужден был всю жизнь скрывать от окружающих, к чему так жадно тянулась его душа кулака и стяжателя. На что надеялся Григорий Бородин? Лелеял ли он мечту о возрож дении милого его сердцу капиталистиче ского строя? Шли годы, а страна росла и крепла. Прогремела Великая Отечественная война — и не сгинуло, не пошатнулось Советское государство... Но ничто не могло примирить Бородина с новым строем. Когда последние его надежды рушатся, тайная, заветная страсть дово дит Григория до исступления, до остер венелой одержимости маньяка. Жестоко и бессмысленно подавляет он порывы жены и сына жить по-человечески, по- советски. Случайно попав на пост пред седателя колхоза, вместе с дружками разворовывает народное добро, с тем, чтобы вполне бессмысленно сгноить его в своих подвалах, мстит лучшим людям колхоза. Сильная сторона «Повители» — в тончайшем анализе характера Григория Бородина, в том, что образ раскрыт в остром общественно важном конфликте его с нашим советским обществом. Но значение романа было бы большим, если бы в конфликт вступил полнокровный положительный герой. К сожалению, автор, увлеченный одной стороной рабо ты, своих положительных героев пока зал значительно менее полно. Жизненно достоверный острый соци альный конфликт пронизывает роман В. Кочетова «Братья Ершовы». Главные противоборствующие силы находятся по разные стороны государ ственных границ. Идет бешеная идеоло гическая атака на завоевания Октября. Ядовитая ржавчина ревизионизма заде вает наши ряды. Среди какой-то части художественной и технической интелли генции, людей морально неустойчи вых, — сомнения, колебания. Находятся и любители ловить рыбку в мутной воде. Карьерист Орлеанцев считает, что для него настал удобный момент сде лать гигантский прыжок по ступенькам служебной лестницы. Ловко сплачивает он вокруг себя «нужных людей»: под чиняет своему влиянию проходимца Крутилича и предателя народа инжене ра Воробейного, заводит дружбу с без дарным, но претенциозным режиссером Томашуком, играет на слабостях одино кой женщины Зои Петровны — секрета ря директора завода. Критики В. Михайлов и А. Дементьев считают, что в погоне за остротой кон фликта В. Кочетов сгустил краски, что в действительности нездоровые настрое ния затронули значительно меньший круг людей, да и вреда они успели на творить не так уж много, как это изо бражено в романе. С их выводами нельзя не согласиться. Сфальшивило перо писателя в изобра жении жизненного финала Горбачева. Действительно, невозможно себе пред ставить, чтобы ничтожный Крутилии мог нанести смертельный удар большо му, мужественному человеку, опытному партийному работнику. Невероятно, что бы первый секретарь обкома Бликин, какой он ни будь консерватор, был так обольщен визитом Орлеанцева с пачкой редкостных букинистических книг. Но в целом — как жалко выглядит в романе вся эта «армия» Орлеанцева! Самые отчаянные усилия его группки — ничто в сравнении со спокойной силой братьев Ершовых, убежденностью ди ректора завода коммуниста Чибисова, искренней увлеченностью талантливого' инженера Козаковой, несокрушимой пре данностью идеям коммунизма лучших людей театра. Если отбросить досадную авторскую- опечатку с изображением гибели Горба чева, то что удалось натворить Орлеан- цеву и К°? Да, им удалось отправить Платона Тимофеевича Ершова против его воли на пенсию, протащить в печать несколько- клеветнических статеек, обвинить в пла гиате честного инженера, протащить на сцену несколько мелкотемных пьесок,, доставить немало горьких минут довер чивой Зое Петровне... Зла они принесли порядочно. Но какими методами им при ходится действовать? Использование приятельских отношений, клевета, под лог, запугивание... Так последовательно раскрывает писатель всю идейную несо стоятельность этой полууголовной группки. Всем строем романа В. Кочетов убе дительно доказывает, что идеям реви зионизма нет почвы на советской зем ле, что лишь жалкую кучку карьеристов да ядовитых мошек крутиличей и воро- бейных может завербовать самая неисто вая западная пропаганда. Острый, общественно значимый кон фликт «Братьев Ершовых» цементирует роман, побуждает к действию всех его героев, придает роману единство, дела ет по-настоящему интересным произве дением. В центре событий романа Г. Николае вой «Битва в пути» борьба главного ин женера Бахирева с директором завода Вальганом. Вальган — фигура значительная, он воплотил в себе многие черты довольна распространенного в недавнем прошлом типа руководителя. Вальган не чужд государственных ин тересов в том смысле, как он их пони мает. В своей деятельности он стремит ся опираться на интересы рабочих, только понимает он их по-своему. Веду щая черта его характера — честолюбие. Честолюбие он предполагает и в окру жающих. Вальган намного сложнее и опаснее, чем махровый карьерист Орле анцев. С Вальганом и вальгановщиной бороться нелегко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2