Сибирские огни, 1959, № 2

шествления своих помыслов, отец Григо­ рия. А сам Бородин вынужден был всю жизнь скрывать от окружающих, к чему так жадно тянулась его душа кулака и стяжателя. На что надеялся Григорий Бородин? Лелеял ли он мечту о возрож­ дении милого его сердцу капиталистиче­ ского строя? Шли годы, а страна росла и крепла. Прогремела Великая Отечественная война — и не сгинуло, не пошатнулось Советское государство... Но ничто не могло примирить Бородина с новым строем. Когда последние его надежды рушатся, тайная, заветная страсть дово­ дит Григория до исступления, до остер­ венелой одержимости маньяка. Жестоко и бессмысленно подавляет он порывы жены и сына жить по-человечески, по- советски. Случайно попав на пост пред­ седателя колхоза, вместе с дружками разворовывает народное добро, с тем, чтобы вполне бессмысленно сгноить его в своих подвалах, мстит лучшим людям колхоза. Сильная сторона «Повители» — в тончайшем анализе характера Григория Бородина, в том, что образ раскрыт в остром общественно важном конфликте его с нашим советским обществом. Но значение романа было бы большим, если бы в конфликт вступил полнокровный положительный герой. К сожалению, автор, увлеченный одной стороной рабо­ ты, своих положительных героев пока­ зал значительно менее полно. Жизненно достоверный острый соци­ альный конфликт пронизывает роман В. Кочетова «Братья Ершовы». Главные противоборствующие силы находятся по разные стороны государ­ ственных границ. Идет бешеная идеоло­ гическая атака на завоевания Октября. Ядовитая ржавчина ревизионизма заде­ вает наши ряды. Среди какой-то части художественной и технической интелли­ генции, людей морально неустойчи­ вых, — сомнения, колебания. Находятся и любители ловить рыбку в мутной воде. Карьерист Орлеанцев считает, что для него настал удобный момент сде­ лать гигантский прыжок по ступенькам служебной лестницы. Ловко сплачивает он вокруг себя «нужных людей»: под­ чиняет своему влиянию проходимца Крутилича и предателя народа инжене­ ра Воробейного, заводит дружбу с без­ дарным, но претенциозным режиссером Томашуком, играет на слабостях одино­ кой женщины Зои Петровны — секрета­ ря директора завода. Критики В. Михайлов и А. Дементьев считают, что в погоне за остротой кон­ фликта В. Кочетов сгустил краски, что в действительности нездоровые настрое­ ния затронули значительно меньший круг людей, да и вреда они успели на­ творить не так уж много, как это изо­ бражено в романе. С их выводами нельзя не согласиться. Сфальшивило перо писателя в изобра­ жении жизненного финала Горбачева. Действительно, невозможно себе пред­ ставить, чтобы ничтожный Крутилии мог нанести смертельный удар большо­ му, мужественному человеку, опытному партийному работнику. Невероятно, что­ бы первый секретарь обкома Бликин, какой он ни будь консерватор, был так обольщен визитом Орлеанцева с пачкой редкостных букинистических книг. Но в целом — как жалко выглядит в романе вся эта «армия» Орлеанцева! Самые отчаянные усилия его группки — ничто в сравнении со спокойной силой братьев Ершовых, убежденностью ди­ ректора завода коммуниста Чибисова, искренней увлеченностью талантливого' инженера Козаковой, несокрушимой пре­ данностью идеям коммунизма лучших людей театра. Если отбросить досадную авторскую- опечатку с изображением гибели Горба­ чева, то что удалось натворить Орлеан- цеву и К°? Да, им удалось отправить Платона Тимофеевича Ершова против его воли на пенсию, протащить в печать несколько- клеветнических статеек, обвинить в пла­ гиате честного инженера, протащить на сцену несколько мелкотемных пьесок,, доставить немало горьких минут довер­ чивой Зое Петровне... Зла они принесли порядочно. Но какими методами им при­ ходится действовать? Использование приятельских отношений, клевета, под­ лог, запугивание... Так последовательно раскрывает писатель всю идейную несо­ стоятельность этой полууголовной группки. Всем строем романа В. Кочетов убе­ дительно доказывает, что идеям реви­ зионизма нет почвы на советской зем­ ле, что лишь жалкую кучку карьеристов да ядовитых мошек крутиличей и воро- бейных может завербовать самая неисто­ вая западная пропаганда. Острый, общественно значимый кон­ фликт «Братьев Ершовых» цементирует роман, побуждает к действию всех его героев, придает роману единство, дела­ ет по-настоящему интересным произве­ дением. В центре событий романа Г. Николае­ вой «Битва в пути» борьба главного ин­ женера Бахирева с директором завода Вальганом. Вальган — фигура значительная, он воплотил в себе многие черты довольна распространенного в недавнем прошлом типа руководителя. Вальган не чужд государственных ин­ тересов в том смысле, как он их пони­ мает. В своей деятельности он стремит­ ся опираться на интересы рабочих, только понимает он их по-своему. Веду­ щая черта его характера — честолюбие. Честолюбие он предполагает и в окру­ жающих. Вальган намного сложнее и опаснее, чем махровый карьерист Орле­ анцев. С Вальганом и вальгановщиной бороться нелегко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2