Сибирские огни, 1959, № 2
йоте, мешает живым, непосредственным связям с народом. Жестоко ошибся Гор бачев в Крутиличе, приняв подлеца и антисоветски настроенного человека за способного изобретателя, которого счи тал нужным поддержать. Смело показав недостатки Горбачева, автор вовсе не унизил его в наших гла зах. Мы понимаем причины этих оши бок, видим, как Горбачев готов их ис править, понимаем, что недостатки его — явление наносное, не определяющее существа человека. Нам не известны высказывания Г. Маркова о принципах раскрытия ге роя современности. Когда читаешь ро ман «Соль земли», создается впечатле ние, что писатель вообще не задумывает ся над подобными проблемами — они у него в крови. Удивительно естествен но и органично раскрывается во всем его духовном богатстве образ Максима Строгова. Максим — верный солдат партии, вы держанный, дисциплинированный. Вся его деятельность проходит в тесном со дружестве с массами. Максим очень прост в жизни, о та ком человеке с удовольствием ска жешь — «обыкновенный». Писатель «позволяет» нам присутствовать в мину ты раздумий, сомнений героя и таким «интимным» знакомством делает его близким и понятным, нашим другом. Вполне убедительно обрисован парт орг ЦК на заводе в романе «Битва в пути». Человек большого личного обая ния, умный и принципиальный, он не имеет достаточных специальных знаний, чтобы самостоятельно разобраться в спо ре главного инженера с директором по поводу реконструкции завода. А тут еще целая серия привходящих обстоя тельств, рисующих главного инженера в невыгодном свете. С чувством неприяз ни к Бахиреву начал Кубасов собрание партийно-хозяйственного актива. Но ни личная неприязнь, ни нажим со стороны директора и секретаря горкома Дронова не помешали парторгу подойти к обсуж дению вопроса объективно, принципи ально. Уважение к мнению коллектива руководило Кубасовым, когда, отказав шись от своего первоначального реше ния, он поддержал бахиревские начина ния, получившие одобрение собрания. Как видим, наибольших достижений писатели добиваются в том случае, ког да, следуя традициям Горького, показы вают человека во всем многообразии его жизни, при выделении ведущих черт героя современности — коллективизма, простоты, нового, коммунистического отношения к труду. * * * Человек познается по делам. Положительный герой немыслим без деяний, без борьбы. Против кого он воюет? Какие силы ему противостоят? После разгрома «теорий» бесконф ликтности, теории «конфликта» между «хорошим» и «наилучшим» писатели стали острее всматриваться в жизнь, глубже изучать действительность, точ нее стал прицел... И конфликты подлин ные, а не надуманные, отражающие жизненные закономерности и противоре чия, не замедлили появиться в их про изведениях. В нашей стране ликвидированы остат ки эксплуататорских классов, не стало почвы для противоречий антагонистиче ских. Совершился величайший за всю мировую историю переворот, все неиз меримое значение которого нелегко сра зу осознать. Противоречия развития социалистиче ского общества — уже совсем иного, не антагонистического характера. Они на ходят свое выражение в борьбе между передовыми и отстающими, инертными силами общества, между социалистиче ским бытием людей и пережитками ка питализма в их сознании. После яростного накала классовых битв новый тип противоречий кое-кому мог показаться менее острым и значи тельным. — Против кого бороться? Против бю рократов, канцеляристов? Против како го-нибудь хозяйственника, залезшего в карман государства? Против «родимых пятен капитализма»? Мелковато все это... И вновь припоминается страстный при зыв Маяковского: Не горюй, товарищ , что бой измельчал : — Глаз н а мелочь! — п ри ка з Ильича. Надо в каждой пылинке будить уметь большевистского пафоса медь. О том, к каким серьезным последст виям может привести и в наши дни ги пертрофия пережитков прошлого, пока зали недавние события с Б. Пастерна ком. Падкий на лесть, он отдал свой ан тисоветский роман буржуазным издате лям. «Доктор Живаго» стал орудием идеологической диверсии против СССР. Не такое это безобидное дело — «пере житки капитализма в сознании людей»! Острый конфликт между духовным изгоем и нашим здоровым, растущим со ветским обществом убедительно раскрыл в своем романе «Повитель» молодой пи сатель А. Иванов. Никогда не был кулаком Григорий Бородин, как не был им и его отец. Но крепко засели в их сознании частнособ ственнические инстинкты, жажда обога щения, мечта жить за счет эксплуата ции чужого труда. Советская власть вырвала у них поч ву из-под ног. Умер, не дождавшись осу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2