Сибирские огни, 1959, № 2

говорят. Очевидно, писательнице пока­ залось недостаточным показать про­ стую, неказистую внешность своего ге­ роя, простоту и обыденность его взаи­ моотношений с людьми. Г. Николаева черты «неказистости» перенесла и на внутреннюю, духовную жизнь Бахирева. Большое человеческое чувство его к Тине превращается впоследствии в весьма ординарный, пошленький роман­ чик. И здесь Бахирева уже ничто не могло спасти от строгого читательского суда — такому герою уже никто не за­ хочет подражать. Советский читатель не простит грязных адюльтерных по­ хождений никому, даже такому талант­ ливому инженеру и целеустремленному борцу, как Бахирев. Мужественный, прямой, неподкупно честный Дмитрий Ершов покоряет цель­ ностью натуры. Такой человек, если ра­ ботает, то до самозабвения, если нена­ видит, то всеми силами души, если лю­ бит... Вот тут у писателя произошла до­ садная опечатка, разрушившая цель­ ность этого характера. Любить-то, ока­ зывается, глубоко, сильно Дмитрий не умеет. Малопривлекательна история его связи с Лелей, с которой он сошелся без любви, по привычке видеть ее всег­ да рядом. Мы охотно прощали Дмитрию некоторые его недостатки — излишнюю прямолинейность в оценке интеллиген­ ции вообще, даже непоследовательность, когда он, страстно осудивший преда­ тельство брата, не позволяет осуждать его другим и, охраняя честь семьи, го­ тов на кулачную расправу с обидчиком. Мы прощали ему эти ошибки, потому что принадлежали они все тому же пря­ мому, честному человеку, пускай и за­ блуждающемуся, но впоследствии смело признающему свои ошибки, готовому их исправить. Иное дело в истории с Ле­ лей. Жить с одной, любить другую, ра­ зочароваться в новой привязанности, вернуться к старой... Решительно, перед нами другой человек, другой харак­ тер! Игорь Малютин показан в становле­ нии, в развитии. Есть момент, когда об­ раз доходит даже до героического зву­ чания: со сломанной ногой полз Игорь к трактору по распаханному полю, не­ смотря на адскую боль, до конца руко­ водил устранением неисправности. Подвиг Малютина восхищает, зовет за собой. И нашему восхищению не только не мешает, но лишь способствует то, что совсем недавно мы видели Игоря малодушным, растерянным, эгоистичным пареньком. Перед читателем во всей сво­ ей красоте предстал процесс развития характера, его возмужания. Но, как справедливо отмечает в «Ком­ сомольской правде» А. Елкин, совер­ шенно неправомерно рядом со сценой подвига писатель дает другую, безобраз­ ную сцену «ухаживаний» Игоря за агро­ номом Надеждой Осиповной. Вновь пе­ ред нами попытка показать обыкновен­ ность героя через его слабости, недо­ статки. Но недостатки недостаткам рознь. Возьмем хотя бы Павла Корчагина. Попади юный Павка в наш современный город — и моментально получил бы 15 суток за свою привычку скверносло­ вить. Но для нас вполне понятна и из­ винительна слабость Корчагина — что, кроме брани, мог слышать «буфетный мальчик», подручный кочегара? Много ошибок совершал он по незнанию, не­ умению. Но зато когда он познавал но­ вую истину, вот тут нужно было видеть Корчагина Его волю, мужество, когда он душил в себе скверную привычку, ис­ правлял ошибку. А Игорь Малютин? Что заставило его, горячо любящего свою жену, по­ лезть целоваться к Надежде Осиповне, к женщине, у которой, по ее же словам, «на любого мужчину отмычка имеется»? В чем причина его слабости? Может быть, он не знал что это нехорошо? И в этом случае разрушается цель­ ность характера, нарушается логика его развития. Получается полное ощущение, что перед нами два различных человека. Один — в труде, другой — в быту. Это же самое можно сказать и про Бахирева и про Дмитрия Ершова. Странно! А не кажется ли вам, това­ рищи писатели, что вы вытащили из пыльного архива старый-престарый и давно уже решенный спор: может ли пе­ редовик на производстве быть отсталым в быту?! Образам Бахирева, Дмитрия Ершова, Игоря Малютина, Ивана Ивановича («Дерзание» А. Коптяевой, об этом ни­ же) приданы черты «ущербности», «чер­ воточинки», и это, безусловно, снижает их значение. Но есть в современных произведениях и образы вполне убеди­ тельные, на которых следует остано­ виться особо. Чем пленяет нас Даша Лужкова? Прежде всего своей простотой, есте­ ственностью, увлекает мучительным и радостным путем развития этого своеоб­ разного характера. Большую боевую жизнь прожил ком­ мунист Горбачев («Братья Ершовы»).. До конца предан он партии, народу. Весь свой богатый жизненный опыт, весь свой ум, волю, сердечную ласку без остатка отдает он людям. Но автор не идеализирует своего героя. Горба­ чев — живой человек, и у него есть свои недостатки, ошибки. Стремясь к простоте во всем, будучи по-большевист­ ски скромным человеком, он осознает, что живет не совсем так, как хотел бы, что отдельный особняк секретаря гор­ кома и милиционер у входа, поездки всюду и везде лишь на машине, слиш­ ком частое общение с жалобщиками, среди которых немало попадается и су­ тяг, и слишком редкое общение с людь­ ми здорового производственного коллек­ тива, что все это приносит вред его ра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2