Сибирские огни, 1959, № 2

ветской литературы (например, книги Шолохова), — писал Ромен Роллан,— продолжают, в основном, великую реа­ листическую традицию предшествую­ щей эпохи, составляющую душу русско­ го искусства, которую обессмертили произведения Толстого. Те же широкие полотна, где выступают целые пласты человечества в окружении природы; тот же объективный, широкий кругозор, который отражает, не искажая; то же стремление скрыть художника и рас­ крыть предмет его искусства, — в то время как на Западе искусство слишком часто — лишь румяна, маска на лице действительности. Но молодая советская литература об­ новляет эти основные черты великой русской литературы всех времен не только тем, что изучает иной предмет— строящийся в боях новый мир, — она нова еще и потому, что ее вдохновляет иная вера — ду х коллектива, бурный порыв, влекущий миллионы к великим целям социалистического строитель­ ства». ф Какой бы образ положительного ге­ роя нашей советской эпохи мы ни взяли, непременно найдем в нем эту не­ бывалую на протяжении всей истории литературы черту — «дух коллектива, бурный порыв, влекущий миллионы лю­ дей к великим целям». С предельной четкостью воплощена эта ведущая черта человека нашей эпо­ хи В. Маяковским в образе Владимира Ильича Ленина в поэме о гениальном вожде трудящихся: Бился об Ленина темный класс , тек от него в просветлении , и, обданный силой и мыслями масс, с классом рос Ленин. В наши дни, когда решительной пар­ тийной критике подвергся культ лично­ сти и его последствия, когда во всей своей чистоте предстал общественный идеал эпохи — деятель ленинского типа, с особенной полнотой стремятся писатели раскрыть идею коллективизма, ощущение слитности героя с много­ миллионным трудовым коллективом страны. ...Вовсе не был озабочен общей не­ приязнью новый главный инженер трак­ торного завода Бахирев. За Бахиревым был большой опыт и знания коллекти­ ва танкостроителей, где он прежде рабо­ тал. А здесь увлеченный идеей реконст­ рукции производства, он даже не обра­ щал внимания на то, что рабочие его идей не знают и не понимают, что свя­ занное с переорганизацией временное понижение зарплаты вызывает ропот. Не опираясь в своей работе на партий­ ную организацию, на коллектив, он да­ же не понимал, какую огромную ошибку совершает. И вот наступила расплата. На завод­ ском партийно-хозяйственном активе Вяхирев получил урок на всю жизнь. Рабочие, инженеры, коммунисты один за другим обрушиваются с резкой кри­ тикой негодных методов его работы. Но они же — коллектив советских лю­ дей — и поддержали ценные начинания главного инженера. Рабочие ощущают себя подлинными хозяевами своего завода, заботятся о его процветании, о его завтрашнем дне, они готовы пойти на временные лише­ ния во имя будущего. Великую силу и мудрость коллектива советских людей познал в тот день Бахирев. ...В сложные взаимоотношения с кол­ лективом попал секретарь парторгани­ зации колхоза Елагин ( «Золотое коль­ цо»), Не к месту предприимчивый пред­ седатель колхоза демагогическими реча­ ми, обещаниями легкого обогащения склоняет на путь сомнительных торго­ вых комбинаций колхозников. Разбить вредную идею, завоевать большинство, привлечь внимание колхозников к зем­ ле, к агротехнике во имя будущих уро­ жаев и не иметь такого козыря в руках, как обещание быстрых успехов!.. Нелег­ кая задача выпала на долю парторга! Но он твердо верит в здоровое начало коллектива и не ошибается. Не прибе­ гая к администрированию, действуя истинно партийными методами убежде­ ния, парторг добивается полного успеха. В целом ряде упоминаемых нами про­ изведений можно проследить тесную, органическую связь положительного ге­ роя с коллективом. Гневную отповедь дают сами писатели тем, кто пытается поставить современного героя вне кол­ лектива и над коллективом. Всеобщий отпор получила попытка В. Дудинцева поставить своего героя, «человека третьего этажа», над массой обюрокра­ тившихся чинуш или людей обыденных, невысокого полета, каковым изобразил писатель советское общество. К числу неповторимых черт героя на­ шей эпохи относятся и черты необычай­ ной простоты, человечности, они непо­ средственно вытекают из ведущей кон­ цепции — герой — частица коллектива. В истории русской литературы поло­ жительный герой вступал в конфликт со средой. «Толпа гонителей» — и про­ тестант, бунтарь, «темное царство» — и одинокий вызов ему. Герой предста­ вал в мученическом венце, во имя сча­ стья и свободы, показывая пример без­ заветной преданности родине, он созна­ тельно шел на гибель. Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа — Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи , когда была Без жертв искуплена свобода9 Погибну я за край р о д н о й ,— Я это чувствую , я знаю ...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2