Сибирские огни, 1959, № 2
ветской литературы (например, книги Шолохова), — писал Ромен Роллан,— продолжают, в основном, великую реа листическую традицию предшествую щей эпохи, составляющую душу русско го искусства, которую обессмертили произведения Толстого. Те же широкие полотна, где выступают целые пласты человечества в окружении природы; тот же объективный, широкий кругозор, который отражает, не искажая; то же стремление скрыть художника и рас крыть предмет его искусства, — в то время как на Западе искусство слишком часто — лишь румяна, маска на лице действительности. Но молодая советская литература об новляет эти основные черты великой русской литературы всех времен не только тем, что изучает иной предмет— строящийся в боях новый мир, — она нова еще и потому, что ее вдохновляет иная вера — ду х коллектива, бурный порыв, влекущий миллионы к великим целям социалистического строитель ства». ф Какой бы образ положительного ге роя нашей советской эпохи мы ни взяли, непременно найдем в нем эту не бывалую на протяжении всей истории литературы черту — «дух коллектива, бурный порыв, влекущий миллионы лю дей к великим целям». С предельной четкостью воплощена эта ведущая черта человека нашей эпо хи В. Маяковским в образе Владимира Ильича Ленина в поэме о гениальном вожде трудящихся: Бился об Ленина темный класс , тек от него в просветлении , и, обданный силой и мыслями масс, с классом рос Ленин. В наши дни, когда решительной пар тийной критике подвергся культ лично сти и его последствия, когда во всей своей чистоте предстал общественный идеал эпохи — деятель ленинского типа, с особенной полнотой стремятся писатели раскрыть идею коллективизма, ощущение слитности героя с много миллионным трудовым коллективом страны. ...Вовсе не был озабочен общей не приязнью новый главный инженер трак торного завода Бахирев. За Бахиревым был большой опыт и знания коллекти ва танкостроителей, где он прежде рабо тал. А здесь увлеченный идеей реконст рукции производства, он даже не обра щал внимания на то, что рабочие его идей не знают и не понимают, что свя занное с переорганизацией временное понижение зарплаты вызывает ропот. Не опираясь в своей работе на партий ную организацию, на коллектив, он да же не понимал, какую огромную ошибку совершает. И вот наступила расплата. На завод ском партийно-хозяйственном активе Вяхирев получил урок на всю жизнь. Рабочие, инженеры, коммунисты один за другим обрушиваются с резкой кри тикой негодных методов его работы. Но они же — коллектив советских лю дей — и поддержали ценные начинания главного инженера. Рабочие ощущают себя подлинными хозяевами своего завода, заботятся о его процветании, о его завтрашнем дне, они готовы пойти на временные лише ния во имя будущего. Великую силу и мудрость коллектива советских людей познал в тот день Бахирев. ...В сложные взаимоотношения с кол лективом попал секретарь парторгани зации колхоза Елагин ( «Золотое коль цо»), Не к месту предприимчивый пред седатель колхоза демагогическими реча ми, обещаниями легкого обогащения склоняет на путь сомнительных торго вых комбинаций колхозников. Разбить вредную идею, завоевать большинство, привлечь внимание колхозников к зем ле, к агротехнике во имя будущих уро жаев и не иметь такого козыря в руках, как обещание быстрых успехов!.. Нелег кая задача выпала на долю парторга! Но он твердо верит в здоровое начало коллектива и не ошибается. Не прибе гая к администрированию, действуя истинно партийными методами убежде ния, парторг добивается полного успеха. В целом ряде упоминаемых нами про изведений можно проследить тесную, органическую связь положительного ге роя с коллективом. Гневную отповедь дают сами писатели тем, кто пытается поставить современного героя вне кол лектива и над коллективом. Всеобщий отпор получила попытка В. Дудинцева поставить своего героя, «человека третьего этажа», над массой обюрокра тившихся чинуш или людей обыденных, невысокого полета, каковым изобразил писатель советское общество. К числу неповторимых черт героя на шей эпохи относятся и черты необычай ной простоты, человечности, они непо средственно вытекают из ведущей кон цепции — герой — частица коллектива. В истории русской литературы поло жительный герой вступал в конфликт со средой. «Толпа гонителей» — и про тестант, бунтарь, «темное царство» — и одинокий вызов ему. Герой предста вал в мученическом венце, во имя сча стья и свободы, показывая пример без заветной преданности родине, он созна тельно шел на гибель. Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа — Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи , когда была Без жертв искуплена свобода9 Погибну я за край р о д н о й ,— Я это чувствую , я знаю ...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2