Сибирские огни, 1959, № 2
В удивительно простой, задушевной интонации писательницы нет ни тени ри торики или патетики, а перед нами — во всей красоте заразительный пример коммунистического отношения к труду. Даша поначалу говорит «жалобно», по тому что ей очень хотелось бы в свой выходной день быть с подругами в клу бе. Но, пересилив себя, она увлекается, «горит» работой. Счастьем полным, безраздельным по праву венчает Г. Николаева свою герои ню, простую девушку, своим трудом и волей завоевавшую право быть счаст ливой. Образами Даши Лужковой и Сергея Сугробина, который «и работает, и учится, и для государства изобретает», который относится к своей профессии фрезеровщика, как скульптор к ваянию, Г. Николаева убедительно показала, как подлинно художественными средствами может бороться писатель против чуж дых нашей действительности явлений. Прекрасный образец самостоятельной трудовой семьи младших Ершовых по казал В. Кочетов. Единственная дочь первого секретаря горкома Капа Горба чева вышла замуж за доменного масте ра Андрея. Она отказалась от всякой помощи со стороны родителей, живет в мазанке, отремонтированной собствен ными руками, предпочитая самостоя тельность жизни на отцовском иждиве нии. Бесхитростный и мудрый рассказ ста рой колхозницы приводит в своем рома не «Дерзание» А. Коптяева: «— ...Бабья наша жалость материн ская другой раз хуже камня на шее,— говорит Егоровна, сын которой погиб безоружным по пути на призывной пункт. В свое время он стремился в лет ную школу, но мать отговорила его, — сама обезоружила парня. То бы он этих гитлеровских разбойников на самолете с пушкой встретил, а то как ягненок к волкам попал... Нам бы все поближе к дому, поспокойней бы, а люди-то вон горами двигают, моря сами делают. Си дели бы возле материных юбок — ни чего бы такого, небось, не сотворили...» «Родительская опека нужна ребенку, пока он слаб, пока его нужно ставить на ноги. А пошел — не мешай... Взаи моотношения родителей с детьми долж ны строиться на основе подлинной люб ви и взаимного уважения», — заключа ет писательница. Частности семейного воспитания пе рерастают в широкие обобщения. В го лосе писателей звучит глубокая забо та о судьбах нового поколения строите лей коммунизма. От их жизненной и трудовой закалки, от степени их само стоятельности, от того, что они понимают под словом «счастье», зависит слишком многое! Особенно радостно отметить, что не давнее увлечение в литературе — дока зательством от противного — смени лось твердой ориентацией на создание положительного героя нашего времени. * * * Каков же он, положительный герой современности, каким предстает он со «раниц наших сегодняшних романов? Главный инженер, потом директор за вода, Бахирев («Битва в пути»), стар ший оператор блюминга Дмитрий и обер-мастер доменного цеха Платон Ти мофеевич Ершовы, механик тракторных мастерских Игорь Малютин («После свадьбы»), секретарь парторганизации колхоза Елагин («Золотое кольцо»), хи рург, профессор Аржанов («Дерзание»), ответственный работник обкома партии Максим Строгов и молодой ученый Алексей Краюхин («Соль земли»)... Люди разных профессий, разных су деб, разных характеров... Но есть же между ними что-то общее? Ведь каж дого из них, если так можно сказать, его автор «выдвинул на соиакание зва ния героя нашего времени». Когда-то Онегина, Печорина, Бельто- ва, Рудина не без оснований объединили определением — «лишние люди». Дей ствительно, люди незаурядного ума, аналитического склада мысли, богатых духовных возможностей, они были лиш ними в обществе льстецов, ханжей и лицемеров. Но они были и от народа страшно далеки. И потому, не находя места приложения своих сил, растрачи вали напрасно недюжинные способно сти, «кипели в действии пустом». Начиная с Кирсанова, Лопухова, Рах метова и Веры Павловны — героев ро мана Чернышевского «Что делать?»,— появился термин «новые люди». Прини мая близко к сердцу интересы народа, живя его идеалами, они стремились из будущего принести в сегодняшний день все, что было возможно. Какими же основными приметами на шей эпохи наделили писатели литера турного героя нашего сегодняшнего дня? Г. Марков устами своего героя Мак сима Строгова делит всех людей на две категории: «борец» и «не борец». Деле ние это слишком условно и не опреде ляет главного отличия героя современ ности от героя прошлого. Можно пере числить еще немало качеств, роднящих образы наших современников, таких, как новаторство, принципиальность, честность, трудолюбие, самоотвержен ность, товарищество... Но какие ка чества — ведущие, составляющие не повторимые черты человека новой, невиданной в истории человечества эпохи? То, что порой ускользает от нашего взгляда, как явление привычное, само; собой разумеющееся, поражает взгляд человека Запада. «Лучшие из новых произведений со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2