Сибирские огни, 1959, № 2

В удивительно простой, задушевной интонации писательницы нет ни тени ри­ торики или патетики, а перед нами — во всей красоте заразительный пример коммунистического отношения к труду. Даша поначалу говорит «жалобно», по­ тому что ей очень хотелось бы в свой выходной день быть с подругами в клу­ бе. Но, пересилив себя, она увлекается, «горит» работой. Счастьем полным, безраздельным по праву венчает Г. Николаева свою герои­ ню, простую девушку, своим трудом и волей завоевавшую право быть счаст­ ливой. Образами Даши Лужковой и Сергея Сугробина, который «и работает, и учится, и для государства изобретает», который относится к своей профессии фрезеровщика, как скульптор к ваянию, Г. Николаева убедительно показала, как подлинно художественными средствами может бороться писатель против чуж­ дых нашей действительности явлений. Прекрасный образец самостоятельной трудовой семьи младших Ершовых по­ казал В. Кочетов. Единственная дочь первого секретаря горкома Капа Горба­ чева вышла замуж за доменного масте­ ра Андрея. Она отказалась от всякой помощи со стороны родителей, живет в мазанке, отремонтированной собствен­ ными руками, предпочитая самостоя­ тельность жизни на отцовском иждиве­ нии. Бесхитростный и мудрый рассказ ста­ рой колхозницы приводит в своем рома­ не «Дерзание» А. Коптяева: «— ...Бабья наша жалость материн­ ская другой раз хуже камня на шее,— говорит Егоровна, сын которой погиб безоружным по пути на призывной пункт. В свое время он стремился в лет­ ную школу, но мать отговорила его, — сама обезоружила парня. То бы он этих гитлеровских разбойников на самолете с пушкой встретил, а то как ягненок к волкам попал... Нам бы все поближе к дому, поспокойней бы, а люди-то вон горами двигают, моря сами делают. Си­ дели бы возле материных юбок — ни­ чего бы такого, небось, не сотворили...» «Родительская опека нужна ребенку, пока он слаб, пока его нужно ставить на ноги. А пошел — не мешай... Взаи­ моотношения родителей с детьми долж­ ны строиться на основе подлинной люб­ ви и взаимного уважения», — заключа­ ет писательница. Частности семейного воспитания пе­ рерастают в широкие обобщения. В го­ лосе писателей звучит глубокая забо­ та о судьбах нового поколения строите­ лей коммунизма. От их жизненной и трудовой закалки, от степени их само­ стоятельности, от того, что они понимают под словом «счастье», зависит слишком многое! Особенно радостно отметить, что не­ давнее увлечение в литературе — дока­ зательством от противного — смени­ лось твердой ориентацией на создание положительного героя нашего времени. * * * Каков же он, положительный герой современности, каким предстает он со «раниц наших сегодняшних романов? Главный инженер, потом директор за­ вода, Бахирев («Битва в пути»), стар­ ший оператор блюминга Дмитрий и обер-мастер доменного цеха Платон Ти­ мофеевич Ершовы, механик тракторных мастерских Игорь Малютин («После свадьбы»), секретарь парторганизации колхоза Елагин («Золотое кольцо»), хи­ рург, профессор Аржанов («Дерзание»), ответственный работник обкома партии Максим Строгов и молодой ученый Алексей Краюхин («Соль земли»)... Люди разных профессий, разных су­ деб, разных характеров... Но есть же между ними что-то общее? Ведь каж­ дого из них, если так можно сказать, его автор «выдвинул на соиакание зва­ ния героя нашего времени». Когда-то Онегина, Печорина, Бельто- ва, Рудина не без оснований объединили определением — «лишние люди». Дей­ ствительно, люди незаурядного ума, аналитического склада мысли, богатых духовных возможностей, они были лиш­ ними в обществе льстецов, ханжей и лицемеров. Но они были и от народа страшно далеки. И потому, не находя места приложения своих сил, растрачи­ вали напрасно недюжинные способно­ сти, «кипели в действии пустом». Начиная с Кирсанова, Лопухова, Рах­ метова и Веры Павловны — героев ро­ мана Чернышевского «Что делать?»,— появился термин «новые люди». Прини­ мая близко к сердцу интересы народа, живя его идеалами, они стремились из будущего принести в сегодняшний день все, что было возможно. Какими же основными приметами на­ шей эпохи наделили писатели литера­ турного героя нашего сегодняшнего дня? Г. Марков устами своего героя Мак­ сима Строгова делит всех людей на две категории: «борец» и «не борец». Деле­ ние это слишком условно и не опреде­ ляет главного отличия героя современ­ ности от героя прошлого. Можно пере­ числить еще немало качеств, роднящих образы наших современников, таких, как новаторство, принципиальность, честность, трудолюбие, самоотвержен­ ность, товарищество... Но какие ка­ чества — ведущие, составляющие не­ повторимые черты человека новой, невиданной в истории человечества эпохи? То, что порой ускользает от нашего взгляда, как явление привычное, само; собой разумеющееся, поражает взгляд человека Запада. «Лучшие из новых произведений со­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2