Сибирские огни, 1959, № 2
риальные ценности, помогает формиро ванию сильного, независимого характе ра молодой женщины. Ее первые шаги в жизни были роб кими и неуверенными. Несколько лет назад, полюбив художника Виталия Ко закова, Искра позволила ему увезти себя от живого дела, от производства, к которому всегда рвалась всей душой. Еще и теперь появляется у нее жела ние прислониться к сильному человеку, чтобы укрыл он ее от житейских бурь. Именно этим объясняется ее увлечение могучим цельным Дмитрием Ершовым. Но день ото дня все более самостоя тельным борцом становится сама Искра Козакова. Когда наступает время нешу точных испытаний ее душевных сил (по навету врагов Искру обвиняют в пла гиате, от нее уходит муж — слабо вольный, неуравновешенный человек), молодая женщина стойко переносит все невзгоды и выходит победительни цей. Автор и не думает уподоблять свою героиню тому типу героя-жертвенника, который так полюбился сценаристу упо мянутого выше фильма. Нет, Искру всерьез огорчает, что обещанная ей квартира досталась другому, что опять придется жить в тесноте, в одной ком нате, что поэтому нельзя оставить с со бою маму, что ребенок остается без присмотра... Но то, что Искра добро вольно пошла на лишения, ничуть им не радуясь, но превозмогая их, что сдела ла она это во имя выполнения своего долга коммуниста и молодого инжене ра, — в этом и есть настоящая, а не придуманная правда жизни. Совершенно отказывается поэтизиро вать трудности и лишения, выпавшие на долю новаторов и первооткрывате лей, Г. Марков. В «Соли земли» талантливый моло дой ученый Алексей Краюхин был в корне не согласен с засилием теорети ческих методов в научно-исследователь ском институте, где он работал. Для до казательства своих идей он сменил зва ние ученого на скромную профессию сельского учителя, жизнь в областном центре — на глухое таежное село. Но от этого он не чувствует себя ни стра дальцем, ни героем. Доказывая свою идею богатых геологических возможно стей Улуюлья, Краюхин вдохновлен от крывшимися перед ним новыми возмож ностями научной работы с привлечением опыта местных жителей, возможностя ми постоянных изыскательских работ. О походах Алексея через таежные дебри и болотные топи, о его столкно вениях с консерваторами и рутинерами из числа местных руководителей расска зано как об увлекательной борьбе, за хватывающей всего человека без остат ка, как о великолепном творческом по рыве. В таком подходе к раскрытию темы счастья куда больше поэзии и убеди тельности, чем во всех словословиях по поводу трудностей и лишений. У многих писателей сегодня значи тельно ярче и взволнованнее, чем не сколько лет назад, звучит утверж дающее начало. Главным пафосом их творчества становится прославление но вого человека силой положительного примера. Поднимая голос против оран жерейного воспитания молодого поколе ния, писатели не идут по проторенной дорожке, не изображают всяческих сти ляг и прочих моральных уродов, а из бирают путь наиболее ответственный и почетный. В «Битве в пути» Г. Николаева на рисовала обаятельнейший образ девуш ки, на долю которой выпало тяжелое детство и трудная юность. Детство — бесприютное, бездомное, скитания оси ротелой семьи по дорогам войны, жизнь у чужих людей. Юность — трудовая, самостоятельная, нелегкая. С неимоверными усилиями осваивала Даша Лужкова свою профессию стерж- невщицы. Ее труд, ее упорство можно бы назвать титаническим, да не звучит это слово применительно к милой, уди вительно непосредственной девчурке. Ка кой восторг испытала Даша, когда после многих безуспешных попыток вдруг об наружила, что у нее «ужас какие к;еве- лючие пальчата-умнята», что, доверив шись своим рукам, она может выпол нять норму! Вместе с писательницей мы любуемся изумительной чистотой ее взглядов на жизнь, ее целомудрием, си лой и глубиной чувств. Ведь эту гордую и скромную девушку не смей кавалер даже за руку взять в кино, если это только так, для «времяпрепровожде ния»! Однажды Дашу назначили постовой комсомольской рейдовой бригады. «...У Даши был выходной, она наря дилась и отправилась с Верой на заня тия балетного кружка. Проходя мимо завода, Даша сказала: — Неспокойна я за Прасковью Ива новну. Новенькая, второй день у стан ка. Забегу поглядеть. Она прошла в стержневое, постояла две минуты возле новой стержневщицы и всплеснула руками. Она увидела все свои, так хорошо знакомые ей, огрехи. — Тетенька Прасковья Ивановна, — жалобно сказала она пожилой полной стержневщице. — Что же вы это делае-; те? Ведь это же все сплошной, чистый брак! Она накинула на свое нарядное платье фартук Прасковьи Ивановны и встала возле нее. — Что меня затрудняло, то я вам сейчас первым долгом покажу. Она горела желанием передать вновь приобретенные познания». До полночи простояла Даша возле новенькой, чтобы не допустить брака на своем комсомольском посту.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2