Сибирские огни, 1959, № 2

риальные ценности, помогает формиро­ ванию сильного, независимого характе­ ра молодой женщины. Ее первые шаги в жизни были роб­ кими и неуверенными. Несколько лет назад, полюбив художника Виталия Ко­ закова, Искра позволила ему увезти себя от живого дела, от производства, к которому всегда рвалась всей душой. Еще и теперь появляется у нее жела­ ние прислониться к сильному человеку, чтобы укрыл он ее от житейских бурь. Именно этим объясняется ее увлечение могучим цельным Дмитрием Ершовым. Но день ото дня все более самостоя­ тельным борцом становится сама Искра Козакова. Когда наступает время нешу­ точных испытаний ее душевных сил (по навету врагов Искру обвиняют в пла­ гиате, от нее уходит муж — слабо­ вольный, неуравновешенный человек), молодая женщина стойко переносит все невзгоды и выходит победительни­ цей. Автор и не думает уподоблять свою героиню тому типу героя-жертвенника, который так полюбился сценаристу упо­ мянутого выше фильма. Нет, Искру всерьез огорчает, что обещанная ей квартира досталась другому, что опять придется жить в тесноте, в одной ком­ нате, что поэтому нельзя оставить с со­ бою маму, что ребенок остается без присмотра... Но то, что Искра добро­ вольно пошла на лишения, ничуть им не радуясь, но превозмогая их, что сдела­ ла она это во имя выполнения своего долга коммуниста и молодого инжене­ ра, — в этом и есть настоящая, а не придуманная правда жизни. Совершенно отказывается поэтизиро­ вать трудности и лишения, выпавшие на долю новаторов и первооткрывате­ лей, Г. Марков. В «Соли земли» талантливый моло­ дой ученый Алексей Краюхин был в корне не согласен с засилием теорети­ ческих методов в научно-исследователь­ ском институте, где он работал. Для до­ казательства своих идей он сменил зва­ ние ученого на скромную профессию сельского учителя, жизнь в областном центре — на глухое таежное село. Но от этого он не чувствует себя ни стра­ дальцем, ни героем. Доказывая свою идею богатых геологических возможно­ стей Улуюлья, Краюхин вдохновлен от­ крывшимися перед ним новыми возмож­ ностями научной работы с привлечением опыта местных жителей, возможностя­ ми постоянных изыскательских работ. О походах Алексея через таежные дебри и болотные топи, о его столкно­ вениях с консерваторами и рутинерами из числа местных руководителей расска­ зано как об увлекательной борьбе, за­ хватывающей всего человека без остат­ ка, как о великолепном творческом по­ рыве. В таком подходе к раскрытию темы счастья куда больше поэзии и убеди­ тельности, чем во всех словословиях по поводу трудностей и лишений. У многих писателей сегодня значи­ тельно ярче и взволнованнее, чем не­ сколько лет назад, звучит утверж­ дающее начало. Главным пафосом их творчества становится прославление но­ вого человека силой положительного примера. Поднимая голос против оран­ жерейного воспитания молодого поколе­ ния, писатели не идут по проторенной дорожке, не изображают всяческих сти­ ляг и прочих моральных уродов, а из­ бирают путь наиболее ответственный и почетный. В «Битве в пути» Г. Николаева на­ рисовала обаятельнейший образ девуш­ ки, на долю которой выпало тяжелое детство и трудная юность. Детство — бесприютное, бездомное, скитания оси­ ротелой семьи по дорогам войны, жизнь у чужих людей. Юность — трудовая, самостоятельная, нелегкая. С неимоверными усилиями осваивала Даша Лужкова свою профессию стерж- невщицы. Ее труд, ее упорство можно бы назвать титаническим, да не звучит это слово применительно к милой, уди­ вительно непосредственной девчурке. Ка­ кой восторг испытала Даша, когда после многих безуспешных попыток вдруг об­ наружила, что у нее «ужас какие к;еве- лючие пальчата-умнята», что, доверив­ шись своим рукам, она может выпол­ нять норму! Вместе с писательницей мы любуемся изумительной чистотой ее взглядов на жизнь, ее целомудрием, си­ лой и глубиной чувств. Ведь эту гордую и скромную девушку не смей кавалер даже за руку взять в кино, если это только так, для «времяпрепровожде­ ния»! Однажды Дашу назначили постовой комсомольской рейдовой бригады. «...У Даши был выходной, она наря­ дилась и отправилась с Верой на заня­ тия балетного кружка. Проходя мимо завода, Даша сказала: — Неспокойна я за Прасковью Ива­ новну. Новенькая, второй день у стан­ ка. Забегу поглядеть. Она прошла в стержневое, постояла две минуты возле новой стержневщицы и всплеснула руками. Она увидела все свои, так хорошо знакомые ей, огрехи. — Тетенька Прасковья Ивановна, — жалобно сказала она пожилой полной стержневщице. — Что же вы это делае-; те? Ведь это же все сплошной, чистый брак! Она накинула на свое нарядное платье фартук Прасковьи Ивановны и встала возле нее. — Что меня затрудняло, то я вам сейчас первым долгом покажу. Она горела желанием передать вновь приобретенные познания». До полночи простояла Даша возле новенькой, чтобы не допустить брака на своем комсомольском посту.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2