Сибирские огни, 1959, № 2
■ной культуры, против отживших пред ставлений и взглядов, во имя утвержде ния нашей коммунистической идеоло- тии». Призыв партии к усилению отпора проискам буржуазных идеологов приме нительно к данной теме означал необ ходимость разоблачить чуждое коммуни стической морали потребительское от ношение к жизни, требовал от писате лей — противопоставить эстетическому идеалу прошлого новый советский идеал человеческого счастья. Наша коммунистическая мораль рав но чужда и жертвенности и потреби тельскому отношению к жизни. В бесе д е с Кларой Цеткин В. И. Ленин гово рил: «Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость...» (К. Цеткин. „ Воспоминания") К сожалению, наши деятели литера туры и искусства частенько забывают об этом и выдают «подвиги» самоотре чения за проявления нового, коммуни стического отношения к труду. В кинофильме «Дорогой мой чело век», недавно прошедшем на экранах страны, рассказывается о судьбе талант ливого врача. На протяжении всего фильма он только то и делает, что, от казываясь от всех земных благ, ищет новые и новые трудности. Его убежда ют, что и на старом месте он приносит большую пользу обществу. Но врач ■одержим одной идеей — найти место, где всего труднее. Всем строем кинокар тины доказывается — смотрите, какой он герой, как многим он жертвует! А зритель остается равнодушным. Дело в том, что, увлекшись своей проповедью жертвенности, авторы фильма забыли рассказать о самом главном —■ о цели всех усилий героя, во имя чего он со вершает свои подвиги, о радости борь бы на переднем крае. В итоге кинокар тина доказывает вполне абсурдную мысль, что лишь подлецы да люди са- моуспокоенные могут бессовестно про живать в больших благоустроенных го родах, в квартирах со всеми жизненны ми удобствами. Новый роман Д. Гранина «После свадьбы» поначалу настораживает. Мо лодой, одаренный техник-изобретатель Игорь Малютин после женитьбы полу чает долгожданную комнату. Но для этого ему пришлось... совершить первую в жизни подлость: подольститься к на чальству, предать интересы дела, инте ресы товарища. Затем авторский замысел проясняет ся, и на первый план выходит подлин ная тема романа — о счастье и о дол ге, о месте молодого человека нашей страны в общем трудовом строю. Не просто и не легко дается Игорю Малютину понимание истинного долга комсомольца — быть там, где в данный момент он всего нужнее. Малютин, по его представлению, достиг в жизни все го, о чем только можно мечтать: он лю бит свой завод, познал радость творче ского труда, у него любимая жена, хо рошая комната, он живет в чудесном городе Ленинграде... И вдруг комсомол говорит ему: нужно ехать на село, там нужны его знания, его труд... Был момент, когда во имя своего маленького благополучия Игорь готов расстаться с комсомольским биле том. После жестокой душевной борьбы он все же соглашается. Не сразу нашел себя на новом месте механик тракторных мастерских, не сразу наладились его взаимоотношения с коллективом. Но постепенно под воз действием коммуниста Чернышева и всего коллектива советских людей, бо- рющихся за осуществление грандиозной программы партии по подъему сельско го хозяйства, Малютиным овладевает подлинное вдохновение созидания. Когда, некоторое время спустя, перед Игорем открывается перспектива вер нуться на родной завод, он глубоко осо знает, что не сможет этого сделать — слишком много душевных сил вложил он в новое дело, слишком еще невели ки результаты, слишком ясно осознал он свою ответственность перед коллек тивом за новый участок работы. Нет, Малютин не мнил себя незаменимым. Подобно Сергею Чекмареву, комсомоль- цу-поэту 30-х годов, Игорь для себя де лает вывод — мастерские без него, Игоря Малютина, наверное, обойдутся. Только он-то уже не может без них, без своего нелегкого, но и почетного места в строю. Велика дистанция между Игорем на чала романа, эгоистичным, слабохарак терным пареньком, способным на ком промиссы с совестью, и Игорем Малю тиным, предстающим в финале произве дения волевым целеустремленным бор цом. Игорь познал истинное счастье ис полненного долга, большое человече ское счастье трудных дорог. Проблему воспитания человека труд ной должностью, проблему счастья и долга решают и другие авторы, хотя и не делают эту проблему центральной, сюжетной и конфликтной линией своих произведений. Добровольно покидает стены главка, расстается с московской квартирой, бро_- сает все привычное, знакомых, друзей Искра Козакова — любимая героиня В. Кочетова («Братья Ершовы»), Инже нер по образованию, Искра совсем не чувствует себя униженной должностью сменного мастера доменной печи. Она наслаждается чувством товарищества, родства с горновыми, рабочими. Воз можность видеть воочию результаты дела своих рук сторицей вознаграждает ее за тяжелый, «не женский» труд. Замечательное ощущение слитности с коллективом людей, производящих мате
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2