Сибирские огни, 1959, № 2

■ной культуры, против отживших пред­ ставлений и взглядов, во имя утвержде­ ния нашей коммунистической идеоло- тии». Призыв партии к усилению отпора проискам буржуазных идеологов приме­ нительно к данной теме означал необ­ ходимость разоблачить чуждое коммуни­ стической морали потребительское от­ ношение к жизни, требовал от писате­ лей — противопоставить эстетическому идеалу прошлого новый советский идеал человеческого счастья. Наша коммунистическая мораль рав­ но чужда и жертвенности и потреби­ тельскому отношению к жизни. В бесе­ д е с Кларой Цеткин В. И. Ленин гово­ рил: «Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость...» (К. Цеткин. „ Воспоминания") К сожалению, наши деятели литера­ туры и искусства частенько забывают об этом и выдают «подвиги» самоотре­ чения за проявления нового, коммуни­ стического отношения к труду. В кинофильме «Дорогой мой чело­ век», недавно прошедшем на экранах страны, рассказывается о судьбе талант­ ливого врача. На протяжении всего фильма он только то и делает, что, от­ казываясь от всех земных благ, ищет новые и новые трудности. Его убежда­ ют, что и на старом месте он приносит большую пользу обществу. Но врач ■одержим одной идеей — найти место, где всего труднее. Всем строем кинокар­ тины доказывается — смотрите, какой он герой, как многим он жертвует! А зритель остается равнодушным. Дело в том, что, увлекшись своей проповедью жертвенности, авторы фильма забыли рассказать о самом главном —■ о цели всех усилий героя, во имя чего он со­ вершает свои подвиги, о радости борь­ бы на переднем крае. В итоге кинокар­ тина доказывает вполне абсурдную мысль, что лишь подлецы да люди са- моуспокоенные могут бессовестно про­ живать в больших благоустроенных го­ родах, в квартирах со всеми жизненны­ ми удобствами. Новый роман Д. Гранина «После свадьбы» поначалу настораживает. Мо­ лодой, одаренный техник-изобретатель Игорь Малютин после женитьбы полу­ чает долгожданную комнату. Но для этого ему пришлось... совершить первую в жизни подлость: подольститься к на­ чальству, предать интересы дела, инте­ ресы товарища. Затем авторский замысел проясняет­ ся, и на первый план выходит подлин­ ная тема романа — о счастье и о дол­ ге, о месте молодого человека нашей страны в общем трудовом строю. Не просто и не легко дается Игорю Малютину понимание истинного долга комсомольца — быть там, где в данный момент он всего нужнее. Малютин, по его представлению, достиг в жизни все­ го, о чем только можно мечтать: он лю­ бит свой завод, познал радость творче­ ского труда, у него любимая жена, хо­ рошая комната, он живет в чудесном городе Ленинграде... И вдруг комсомол говорит ему: нужно ехать на село, там нужны его знания, его труд... Был момент, когда во имя своего маленького благополучия Игорь готов расстаться с комсомольским биле­ том. После жестокой душевной борьбы он все же соглашается. Не сразу нашел себя на новом месте механик тракторных мастерских, не сразу наладились его взаимоотношения с коллективом. Но постепенно под воз­ действием коммуниста Чернышева и всего коллектива советских людей, бо- рющихся за осуществление грандиозной программы партии по подъему сельско­ го хозяйства, Малютиным овладевает подлинное вдохновение созидания. Когда, некоторое время спустя, перед Игорем открывается перспектива вер­ нуться на родной завод, он глубоко осо­ знает, что не сможет этого сделать — слишком много душевных сил вложил он в новое дело, слишком еще невели­ ки результаты, слишком ясно осознал он свою ответственность перед коллек­ тивом за новый участок работы. Нет, Малютин не мнил себя незаменимым. Подобно Сергею Чекмареву, комсомоль- цу-поэту 30-х годов, Игорь для себя де­ лает вывод — мастерские без него, Игоря Малютина, наверное, обойдутся. Только он-то уже не может без них, без своего нелегкого, но и почетного места в строю. Велика дистанция между Игорем на­ чала романа, эгоистичным, слабохарак­ терным пареньком, способным на ком­ промиссы с совестью, и Игорем Малю­ тиным, предстающим в финале произве­ дения волевым целеустремленным бор­ цом. Игорь познал истинное счастье ис­ полненного долга, большое человече­ ское счастье трудных дорог. Проблему воспитания человека труд­ ной должностью, проблему счастья и долга решают и другие авторы, хотя и не делают эту проблему центральной, сюжетной и конфликтной линией своих произведений. Добровольно покидает стены главка, расстается с московской квартирой, бро_- сает все привычное, знакомых, друзей Искра Козакова — любимая героиня В. Кочетова («Братья Ершовы»), Инже­ нер по образованию, Искра совсем не чувствует себя униженной должностью сменного мастера доменной печи. Она наслаждается чувством товарищества, родства с горновыми, рабочими. Воз­ можность видеть воочию результаты дела своих рук сторицей вознаграждает ее за тяжелый, «не женский» труд. Замечательное ощущение слитности с коллективом людей, производящих мате­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2