Сибирские огни, 1959, № 2

правильно планирует, то мы были бы не коммунисты, если бы не поправили его. И так же с тракторами. Будь они даже собственностью колхоза — неуже­ ли вы думаете, что райкому было бы безразлично, как используются маши­ ны: землю пашут или срубы кому-то во­ зят?». А разве нз заставляют задуматься такие сугубо «практические» соображе­ ния автора по поводу борьбы с религи­ озными предрассудками: «Мои земляки не были особенно ве­ рующими. Но вот престольные праздни­ ки они отмечали ежегодно... И никакое решение общего собрания «всем до од­ ного выйти на работу в поле» не могло заставить их отказаться от какого-ни­ будь Егория или Ирины Мокриды... Я часто думал о том, что мы не совсем правильно боремся со всеми этими праздниками, и всегда в таких случаях обращался к сверкающей огнями елке. Еедь отняли мы ее у рождества и еде- дали веселой новогодней елкой. Так по­ чему же вот так же мы не можем сде­ лать и "с местными праздниками? Разве В' каждой деревне нет дня рождения колхоза?» < Могут сказать, что подобные рассуж­ дения — публицистика в ее чистейшем виде, что это снижает значение романа как художественного произведения. На наш взгляд, такая публицистика, обле­ ченная в форму откровенно-авторского высказывания, — явление закономер­ ное, свойственное русской литературе вообще, а советскому роману о совре­ менности — в особенности. Мы остановились на некоторых при­ мерах того, как глубокая связь с жизнью народа позволяет писателю ви­ деть далеко, в масштабах государства, а иногда и подсказать пути решения той или иной практической задачи не потому, что в этом видим единственное призвание советской современной лите­ ратуры. Если бы дело сводилось лишь к постановке практических задач эконо­ мического характера, то роман Г. Мар­ кова после решения партии о создании совнархозов и экономических районов уже устарел бы, точно так же произве­ дением прошлого пришлось бы считать роман М. Жестева после решения под­ нятых в нем конкретных задач. Глав­ ным призванием нашей литерату­ ры всегда было и остается — раскры­ тие человека в его сложном процессе развития, роста, в процессе творческого созидательного труда, показать его борьбу против старого, отживающего свой век, его новую, выкованную в боях, коммунистическую мораль. Романы Г. Николаевой, Г. Маркова, В. Кочето­ ва, М. Жестева, Д. Гранина, А. Коп- тяевой и другие каждый по-своему, своими средствами, на своем жизненном материале, в большей или меньшей сте­ пени решают эту задачу. * * * Не сынки у маменек В помещичьем дому, Выросли мы в пламени, В пороховом дыму! В словах этой, популярной в свое время, песни выражено гордое чувство целого поколения — тех, кто впервые на планете утверждал власть Советов, власть народа, кто в невиданном трудо­ вом порыве Республику свою «полужи­ вую вынянчил». Сурово и требовательно разговарива­ ло это поколение с мещанами и обыва­ телями, вносившими вредоносный дух своекорыстия и самоуспокоенности в их боевые ряды. Вопрос о личном счастье они реша­ ли по Маяковскому: Когда на республику л езу т громилы, личное счастье — это рост республики нашей богатства и силы. Прошло немало лет, а вопрос о лич­ ном счастье и о долге, о личном и об­ щественном благе оказался не менее актуальным, чем в начале века. Среди некоторых представителей старшего по­ коления, того самого, которое с гордо­ стью говорило о себе «не сынки у ма­ менек...», появились настроения: «— У нас было тяжелое детство и трудная юность. Так пусть хоть дети и внуки наши вырастут без забот!». И, оберегая от житейских невзгод, приучали детей и внуков к легкому, беспечному существованию, по сути дела уродовали их оранжерейным вос­ питанием. Причины этого явления не лежат на поверхности. Они глубокими корнями уходят в дореволюционное прошлое, представляют собой один из сложней­ ших видов пережитков капитализма в сознании людей. На «сердобольном» отношении к сво­ ему потомству, на слабостях некоторых наших людей не прочь поиграть враг. Ведь он каждую лазейку ищет! Рассу­ ждения ревизионистов о «подавлении коммунизмом свободы индивидуума», о «небрежительном отношении к мораль­ ной и духовной стороне жизни», в част­ ности, базируются и на подобных про­ явлениях пережитков прошлого в созна­ нии людей. В статье Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» говорится: «В современном мире идет ожесто­ ченная борьба двух идеологий — coj циалистической и буржуазной, и в этой борьбе не может быть нейтральных. Развитие литературы и искусства происходит в условиях идейной борьбы против влияний чуждой нам буржуаз­ но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2