Сибирские огни, 1959, № 2
* * * «...Лежа в постели, в потемках, под стук ходиков Дмитрий рассказывал Леле о том, что произошло за неделю на заводе, на блюминге... Леля тихо рассмеялась. — Что тут смешного? — спросил Дмитрий недовольно. — Ты вот говоришь, а мне вспомни лась статья в газете... Критик высмеи вает писателя за то, что в книге описа но, как муж с женой лежат в постели и разговаривают про заводские дела — про болты, про гайки... Разве, мол, об этом говорят люди в постели1 Вот мне и смешно стало: ведь мы-то с тобой тоже... Леля умолкла. Долго молчал и Дмит рий. — Слушай, — сказал он. — А ведь неправильно тот тип смеется над писа телем... Оно из жизни. Я тебе про стан, про слитки, про все такое говорю поче му? Ну почему? А потому, что это глав ное мое дело в жизни...». («Братья Ер шовы»), Возможно, полемическая обострен ность этой сцены вызовет недоумение у кого-нибудь из читателей, а такое прямолинейное сочетание интимной об становки с решением важного вопроса вызовет у эстета брезгливую гримасу. Но у В. Кочетова были основания вот .так, впрямую, остро заговорить о теме труда, как о «самом главном деле жиз ни» для советского человека, о главном призвании нашей литературы — пока зать труд как жизненную потребность для миллионов советских людей, как источник их настоящего человеческого счастья. Совсем еще недавно раздавались го лоса, требовавшие от писателей обра тить особое внимание на семейно-быто вые проблемы, показать любовь, сде лать предметом изображения и грусть, и тоску, и отчаяние ог любви, неразде ленной, несчастливой. Требование спра ведливое, но одностороннее. Верное, но в отрыве от главных задач, уводящее на узкую дорожку интимно-психологическо го мелкотемья. К каким крайностям привело однобо кое увлечение семейно-бытовой темати- кой! Интересный драматург, С. Алешин, автор содержательной и мужественной пьесы «Директор» написал пьесу «Одна»... В ней муж , прекрасный чело век (в скобках сообщается, что и работ ник отличный), уходит от жены , чудес ного человека (вновь в скобках — хо рошая учительница), к женщине (талант ливый инженер) умной, сердечной и от зывчивой. Женщина, в свою очередь, ради новой привязанности покинула не много чудаковатого, слабовольного, но вполне порядочного, любящего ее мужа (инженер, не без способностей). В фи нале пьесы все эти хорошие, славные люди становятся несчастными. Разбито две семьи. Почему? В русской классической литературе много произведений, целиком посвящен ных семье. В них женщина предстает возлюбленной, женой, хозяйкой, ма терью — и это понятно, если вспом нить, что для женщины (половины чело вечества!) путь к общественному труду, к общественной деятельности был тогда закрыт. Но решение семейных проблем у классиков всегда связывалось с по становкой глубоких и острых социаль ных вопросов. Недаром сугубо «семей ная» «Гроза» Островского оказалась, как это блестяще доказал Добролюбов, протестом против «темного царства», предсказывающим его неизбежную ги бель. А какие проблемы решает С. Але шин в пьесе «Одна»? В чем причина не счастья двух семей? Может быть, в этом повинны «свет ские условности», когда-то помешавшие счастью Татьяны с Онегиным? Лице мерное воспитание одного из супругов, ставшее преградой на пути Чацкого к Софье? Или общественно-социальные преграды, погубившие Ларису-беспри- данницу и Анну Каренину? Да нет — драматург и не пытается ответить на вопрос «кто виноват». Что утверждает автор? Любовь-дружбу, лю бовь-товарищество, любовь на основе общности интересов, борьбы? Непонят но. Единственный вывод, к которому приходит читатель и зритель, — лю бовь — могучее стихийное чувство, с ним шутки плохи. Ни разуму, ни мора ли советского человека любовь не под властна. Причина серьезной неудачи С. Але шина и некоторых других авторов по добных произведений в том, что, стре мясь раскрыть «душу человека», они выносили за скобки все то, что состав ляет истинное содержание жизни, ее на стоящее большое счастье — облагора живающий, возвышающий труд, чувст ва творца новых коммунистических от ношений. Широко и властно, в полном согла сии с традициями нашей литературы, звучит сегодня в произведениях совет ских писателей тема труда — великой преобразующей силы человеческого об щества. Югославские и иные ревизионисты высокомерно называют деятельность нашей партии за последние годы «прак тицизмом». За последние годы на основе слияния теории с практикой коммунистического строительства советский народ добился грандиозных успехов во всех областях нашей многообразной жизни. Достаточ но сказать хотя бы два слова — целина и спутник, чтобы понять, какого взлета, какого невиданного размаха достигли наша наука и техника, наше сельское хозяйство и, главное, наш советский че
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2