Сибирские огни, 1959, № 2

зывали много интересных суждений о современной Литературе, о театре, о жи­ вописи... Но разве только эта сравнительно не­ давняя встреча с рабочими — начало увлечения В. Кочетова темой о совре­ менном рабочем классе? Мы помним «Журбиных», где эта тема уже звучала во всю ширь. В «Журбиных» уже мож­ но было почувствовать и тему, ставшую центральной в «Братьях Ершовых», — о благотворном влиянии на искусство и литературу тесной связи художников с жизнью народа. В. Кочетов вел оживленную перепи­ ску с читателями, выступал на страни­ цах газет с пропагандой трудового вос­ питания молодежи — был в самой гуще нашей боевой, кипучей действительно­ сти. И каждый новый факт, каждое но­ вое наблюдение добавляло новую черту, деталь к созревающему замыслу нового произведения. Г. Николаева в романе «Битва в пу­ ти» развернула широкие картины жизни страны за последнее пятилетие. В круг повествования вовлечены рабочие и колхозники, техническая и художествен­ ная интеллигенция, нашли свое отраже­ ние события скорбные и величествен­ ные, в горячей схватке нового со ста­ рым, отжившим свой век, показаны бит­ вы на пути страны к коммунизму. Писательнице не потребовалось «ди­ станции времени» для верной партий­ ной оценки происходящих событий, по­ тому что всем своим творчеством она разрабатывала темы современности. Это довольно однородные примеры подхода писателя к теме сегодняшнего дня. Но вот примеры несколько иного плана. Для многих было неожиданностью обращение к теме современности Г. Мар­ кова. Автор Щироко известного истори­ ко-революционного романа «Строговы» уже однажды попытался «штурмом» овладеть современной темой и потерпел неудачу. Повесть «Солдат пехоты» ока­ залась слабым откликом писателя на волнующие события только что закон­ чившейся Великой Отечественной вой­ ны. Казалось, современная тема, требу­ ющая от писателя быстроты реакции на события дня, вообще не свойственна не­ торопливой, эпически-спокойной писа­ тельской манере Г. Маркова. Но с по­ явлением «Соли земли» в нашу литера­ туру вошла важная тема наших дней — тема разведки неразведанного, освоения неосвоенного, всенародной борьбы за решительный разворот производитель­ ных сил Сибири. В чем причина, что «внезапно» тема современности нашла глубокий и вер­ ный отклик у писателя, до сих пор не имевшего удачных опытов в ее раскры­ тии? В том-то и дело, что совсем не вне­ запно. Г. Марков в течение добрых двух десятков лет вынашивал свою тему. Еще в «Строговых», задуманных и на­ чатых до войны, рассказывалось о кров­ ной заинтересованности народа во все­ стороннем использовании природных си­ бирских богатств. В дальнейшем про­ никновенное изучение материала вызы­ вало все большую и большую заинтере­ сованность автора облюбованной проб­ лемой. Об этом говорят очерки и статьи, время от времени появлявшиеся в пе­ чати. Иногда они звучали как стихи в прозе, иногда представали в виде дело­ вых выкладок экономиста. Результатом такой увлеченности темой наряду с глу­ бинной ее разработкой и явился роман «Соль земли» — произведение злобо­ дневное и в то же время проблемно-зна­ чительное. Свежо, непосредственно прозвучал го­ лос начинающего романиста М. Жесте- ва. Его «Золотое кольцо» — произве­ дение столь же необычное по форме, как и по выдвинутым проблемам. Ав­ тор сам является участником событий. Он рассказывает нам историю вот этой самой книги, которую читатель сейчас держит в руках. По ходу рассказа пи­ сатель делится своими соображениями, сокрушается по поводу неудач, радует­ ся успехам своих героев. Иногда автор твердо убежден в своих оценках проис­ ходящего, как, например, в том случае, когда сурово осуждает торговые махи­ нации председателя колхоза. В других случаях он еще не знает, где истина, й честно в этом признается. Так, вступле­ ние в совхоз некогда цветущего, а ныне захудалого колхоза вызывает у автора вместе с основателями этой артели не­ ясное чувство обиды, хотя умом они й понимают, что совершается переход на новую, высшую ступень сельскохозяй­ ственной организации. У М. Жестева нет опыта в раскры­ тии темы средствами большого художе­ ственного полотна. Этим объясняется, что иногда, особенно в начале романа, некоторые главы напоминают газетные отчеты и очерки, а история с подменой лектора, заболевшего флюсом , написа­ на в явно фельетонном стиле. Это и по­ нятно — М. Жестев недавний газетный работник, бывший районный корреспон­ дент. Но хорошее, давнишнее знание темы, горячее желание вмешаться в со­ бытия, помочь рождению нового, пере­ дового — все это способствовало созда­ нию интересного, нужного произведения о наших днях. Итак, каждодневное накапливание материала, его партийная оценка, посто­ янное участие в общественной жизни страны, глубокое изучение темы, наи­ более близкой творческому почерку пи­ сателя, — вот те пути, которыми идут писатели в овладении тематикой совре­ менности. Дистанция времени — пас­ сивная позиция человека, выжидающе­ го, когда все отстоится и успокоится, чужда наступательному, активному ха­ рактеру нашей литературы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2