Сибирские огни, 1959, № 2
зывали много интересных суждений о современной Литературе, о театре, о жи вописи... Но разве только эта сравнительно не давняя встреча с рабочими — начало увлечения В. Кочетова темой о совре менном рабочем классе? Мы помним «Журбиных», где эта тема уже звучала во всю ширь. В «Журбиных» уже мож но было почувствовать и тему, ставшую центральной в «Братьях Ершовых», — о благотворном влиянии на искусство и литературу тесной связи художников с жизнью народа. В. Кочетов вел оживленную перепи ску с читателями, выступал на страни цах газет с пропагандой трудового вос питания молодежи — был в самой гуще нашей боевой, кипучей действительно сти. И каждый новый факт, каждое но вое наблюдение добавляло новую черту, деталь к созревающему замыслу нового произведения. Г. Николаева в романе «Битва в пу ти» развернула широкие картины жизни страны за последнее пятилетие. В круг повествования вовлечены рабочие и колхозники, техническая и художествен ная интеллигенция, нашли свое отраже ние события скорбные и величествен ные, в горячей схватке нового со ста рым, отжившим свой век, показаны бит вы на пути страны к коммунизму. Писательнице не потребовалось «ди станции времени» для верной партий ной оценки происходящих событий, по тому что всем своим творчеством она разрабатывала темы современности. Это довольно однородные примеры подхода писателя к теме сегодняшнего дня. Но вот примеры несколько иного плана. Для многих было неожиданностью обращение к теме современности Г. Мар кова. Автор Щироко известного истори ко-революционного романа «Строговы» уже однажды попытался «штурмом» овладеть современной темой и потерпел неудачу. Повесть «Солдат пехоты» ока залась слабым откликом писателя на волнующие события только что закон чившейся Великой Отечественной вой ны. Казалось, современная тема, требу ющая от писателя быстроты реакции на события дня, вообще не свойственна не торопливой, эпически-спокойной писа тельской манере Г. Маркова. Но с по явлением «Соли земли» в нашу литера туру вошла важная тема наших дней — тема разведки неразведанного, освоения неосвоенного, всенародной борьбы за решительный разворот производитель ных сил Сибири. В чем причина, что «внезапно» тема современности нашла глубокий и вер ный отклик у писателя, до сих пор не имевшего удачных опытов в ее раскры тии? В том-то и дело, что совсем не вне запно. Г. Марков в течение добрых двух десятков лет вынашивал свою тему. Еще в «Строговых», задуманных и на чатых до войны, рассказывалось о кров ной заинтересованности народа во все стороннем использовании природных си бирских богатств. В дальнейшем про никновенное изучение материала вызы вало все большую и большую заинтере сованность автора облюбованной проб лемой. Об этом говорят очерки и статьи, время от времени появлявшиеся в пе чати. Иногда они звучали как стихи в прозе, иногда представали в виде дело вых выкладок экономиста. Результатом такой увлеченности темой наряду с глу бинной ее разработкой и явился роман «Соль земли» — произведение злобо дневное и в то же время проблемно-зна чительное. Свежо, непосредственно прозвучал го лос начинающего романиста М. Жесте- ва. Его «Золотое кольцо» — произве дение столь же необычное по форме, как и по выдвинутым проблемам. Ав тор сам является участником событий. Он рассказывает нам историю вот этой самой книги, которую читатель сейчас держит в руках. По ходу рассказа пи сатель делится своими соображениями, сокрушается по поводу неудач, радует ся успехам своих героев. Иногда автор твердо убежден в своих оценках проис ходящего, как, например, в том случае, когда сурово осуждает торговые махи нации председателя колхоза. В других случаях он еще не знает, где истина, й честно в этом признается. Так, вступле ние в совхоз некогда цветущего, а ныне захудалого колхоза вызывает у автора вместе с основателями этой артели не ясное чувство обиды, хотя умом они й понимают, что совершается переход на новую, высшую ступень сельскохозяй ственной организации. У М. Жестева нет опыта в раскры тии темы средствами большого художе ственного полотна. Этим объясняется, что иногда, особенно в начале романа, некоторые главы напоминают газетные отчеты и очерки, а история с подменой лектора, заболевшего флюсом , написа на в явно фельетонном стиле. Это и по нятно — М. Жестев недавний газетный работник, бывший районный корреспон дент. Но хорошее, давнишнее знание темы, горячее желание вмешаться в со бытия, помочь рождению нового, пере дового — все это способствовало созда нию интересного, нужного произведения о наших днях. Итак, каждодневное накапливание материала, его партийная оценка, посто янное участие в общественной жизни страны, глубокое изучение темы, наи более близкой творческому почерку пи сателя, — вот те пути, которыми идут писатели в овладении тематикой совре менности. Дистанция времени — пас сивная позиция человека, выжидающе го, когда все отстоится и успокоится, чужда наступательному, активному ха рактеру нашей литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2