Сибирские огни, 1959, № 2
JI. БАЛАНДИН В г у ще жи з н и Как известно, Онегин множеству от вергнутых книг предпочитал те, ...В которы х отр ази л ся век И современный человек Изображен довольно верно... Можно не сомневаться, что Пушкин в этом случае полностью разделял вку сы своего героя. И не из простой любви к слову «современность» назвал он свой журнал «Современником». Потрясающий по изобразительной си ле портрет героя своего времени создал Лермонтов. Новых людей своей эпохи воспел Чернышевский. Тех же людей «доволь но верно», хотя внутренне не всегда приемля их, показал Тургенев. Им же, новым героям своей эпохи, страстную и глубоко несправедливую филиппику произнес Достоевский. Интеллигент конца прошлого века со всей его тоской по прекрасному, с его порывами к лучшей жизни предстает со страниц рассказов, повестей и пьес Че хова. На всю Россию гремел могучий голос Льва Толстого, произнося беспо щадные приговоры своей действитель ности, срывая все и всяческие маски, будоража умы, пробуждая людскую со весть... Великое наследство оставили нам пи сатели XIX века! Наступил новый, XX век — век гран диознейших в истории человечества схваток и взрывов, великих социальных переворотов. У истоков советской литературы сто ял человек с простым скуластым ли цом, в широкополой черной шляпе и романтическом плаще-разлетайке на широких плечах. Его девизом было: «...вмешаться в самую гущу жизни... месить ее и так, и этак: тому — поме шать, этому — помочь... вот в чем ра дость жизни!» . •Как величайшую похвалу своему творчеству воспринял М. Горький дело вой отзыв основателя Коммунистиче ской партии на свой роман «Мать»: «Очень своевременная книга...». Горький принял эстафету от своих великих предшественников. Но никогда еще не появлялось в литературе таких «своевременных», современных произ ведений, которые не только бы отобра жали жизнь, но и намного опережа ли ее. Замечательная традиция русской ли тературы — быть в самой гуще совре менности — подхвачена и упрочена ли тераторами советскими. ...Разруха. Голод. Тиф. В стране не было самого необходимого... При свете коптилки, урывая часы и минуты от хлопотливых обязанностей редактора ежедневной красноармейской газеты, пишет первый советский роман Владимир Зазубрин. Его добровольные «корреспонденты» «еще не успели изно сить ботинок, в которых они месили липкую и теплую грязь полей сраже ния». По горячим следам событий создает первую советскую повесть А. Малышкин. Подкладывая под голову полено, что бы не проспать, в нетопленой, «сводя щей морозом» комнате пишет плакаты окон РОСТА В. Маяковский. Телеграм ма с фронта через пару часов станови лась рисунком, лозунгом, частушкой, с которой бойцы шли в бой. А дальше •— «Цемент» и «Энергия» Ф. Гладкова, «Поднятая целина» М. Шо лохова, «Соть» JI. Леонова, «Время, вперед!» В. Катаева, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Большой конвейер» Я. Ильина и многие, многие другие про изведения — живые свидетели дейст венной связи советских литераторов с современностью. Где же, на каких литературных за то. «Сибирские огни» № 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2