Сибирские огни, 1959, № 2

JI. БАЛАНДИН В г у ще жи з н и Как известно, Онегин множеству от­ вергнутых книг предпочитал те, ...В которы х отр ази л ся век И современный человек Изображен довольно верно... Можно не сомневаться, что Пушкин в этом случае полностью разделял вку­ сы своего героя. И не из простой любви к слову «современность» назвал он свой журнал «Современником». Потрясающий по изобразительной си­ ле портрет героя своего времени создал Лермонтов. Новых людей своей эпохи воспел Чернышевский. Тех же людей «доволь­ но верно», хотя внутренне не всегда приемля их, показал Тургенев. Им же, новым героям своей эпохи, страстную и глубоко несправедливую филиппику произнес Достоевский. Интеллигент конца прошлого века со всей его тоской по прекрасному, с его порывами к лучшей жизни предстает со страниц рассказов, повестей и пьес Че­ хова. На всю Россию гремел могучий голос Льва Толстого, произнося беспо­ щадные приговоры своей действитель­ ности, срывая все и всяческие маски, будоража умы, пробуждая людскую со­ весть... Великое наследство оставили нам пи­ сатели XIX века! Наступил новый, XX век — век гран­ диознейших в истории человечества схваток и взрывов, великих социальных переворотов. У истоков советской литературы сто­ ял человек с простым скуластым ли­ цом, в широкополой черной шляпе и романтическом плаще-разлетайке на широких плечах. Его девизом было: «...вмешаться в самую гущу жизни... месить ее и так, и этак: тому — поме­ шать, этому — помочь... вот в чем ра­ дость жизни!» . •Как величайшую похвалу своему творчеству воспринял М. Горький дело­ вой отзыв основателя Коммунистиче­ ской партии на свой роман «Мать»: «Очень своевременная книга...». Горький принял эстафету от своих великих предшественников. Но никогда еще не появлялось в литературе таких «своевременных», современных произ­ ведений, которые не только бы отобра­ жали жизнь, но и намного опережа­ ли ее. Замечательная традиция русской ли­ тературы — быть в самой гуще совре­ менности — подхвачена и упрочена ли­ тераторами советскими. ...Разруха. Голод. Тиф. В стране не было самого необходимого... При свете коптилки, урывая часы и минуты от хлопотливых обязанностей редактора ежедневной красноармейской газеты, пишет первый советский роман Владимир Зазубрин. Его добровольные «корреспонденты» «еще не успели изно­ сить ботинок, в которых они месили липкую и теплую грязь полей сраже­ ния». По горячим следам событий создает первую советскую повесть А. Малышкин. Подкладывая под голову полено, что­ бы не проспать, в нетопленой, «сводя­ щей морозом» комнате пишет плакаты окон РОСТА В. Маяковский. Телеграм­ ма с фронта через пару часов станови­ лась рисунком, лозунгом, частушкой, с которой бойцы шли в бой. А дальше •— «Цемент» и «Энергия» Ф. Гладкова, «Поднятая целина» М. Шо­ лохова, «Соть» JI. Леонова, «Время, вперед!» В. Катаева, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Большой конвейер» Я. Ильина и многие, многие другие про­ изведения — живые свидетели дейст­ венной связи советских литераторов с современностью. Где же, на каких литературных за­ то. «Сибирские огни» № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2