Сибирские огни, 1959, № 2
шлась бы такая полиграфическая база. Писателям Сибири был бы, наконец, об легчен путь в центральные издательства. Пока, к сожалению, путь этот необычай но труден и тернист. А от этого много теряют не только сибирские авторы, но и вся наша литература в целом. Именно вследствие этого долгие годы и даже десятилетия оставались неизвестными всесоюзному читателю произведения да же таких мастеров слова, как Илья Му- хачев или Кондратий Урманов. От этого выиграли бы и московские писатели, которым, будь здесь централь ные издательства, и самый путь в Си бирь показался бы гораздо короче. А этот путь для многих московских лите раторов, скажем без всяких преувеличе ний, мог бы оказаться спасительным. Здесь, в Сибири, где в ближайшее семи летие вырастут крупнейшие предприя тия металлургической, химической, уг ледобывающей, машиностроительной и многих других отраслей промышленно сти, где будут созданы мощные центры по производству электроэнергии,— имен но здесь живут герои будущих хороших книг. Сюда, видимо, нужно стремиться и их будущим авторам. Много говорилось на съезде о недо статках в постановке книжной торговли. Для нас, писателей, живущих на пери ферии, эти недостатки особенно чувстви тельны. Сейчас выпуск каждой книги в местном издательстве превращается для ее автора в серьезное испытание. Ведь тираж этой книги не идет по всей стра не, как тиражи книг писателей-москви- чей, а должен быть распродан в одной области, в одном крае. Легко ли в одном крае продать 5—7, а иногда и 1 0— 15 ты сяч экземпляров книги стихов, 1 5—30 тысяч экземпляров романа или повести. Пора, наконец, добиться такого положе ния, чтобы книготорги в обязательном порядке обменивались местными изда ниями. Если руководящие работники кни готорга не понимают, какое значение для культурной жизни страны имел бы такой обмен, то должны же они, нако нец, понять, что краевым и областным отделениям он принесет только взаим ную выгоду. Первый съезд писателей России по казал, как много делается у нас в стра не для развития литературных сил. Уча стники съезда, а вместе с ними и все писатели России твердо уверены, что этот Союз писателей Российской Феде рации осуществит еще много больших и малых дел, которые помогут бурному, небывалому росту нашей литературы. М. Юд а л е в и ч. Вспоминая В Москве не было времени в этом разобраться. Напряженная работа съез да, встречи с друзьями со всех концов Федерации, все новые и новые мысли, прием делегатов руководителями партии и правительства, речь Н. С. Хрущева... Мы находились под неослабевающим впечатлением большого праздника рос сийских национальных литератур. И только теперь, по возвращении до мой, впечатления от съезда начинают приходить в стройную систему, только теперь полностью осознаешь, какому огромному и важному делу положено на чало. То, что сделано Первым учредитель ным съездом, трудно сразу охватить. Вероятно, потому, что, когда начинаешь думать об общем, в голову приходит прежде всего частное. Вернее — кон кретное. Ни у кого не вызвал возражений пре восходный доклад Л. С. Соболева, никто из выступавших с трибуны съезда не возражал против того, что первейший долг советского писателя — отображать в своих произведениях современность. В этом главном вопросе мнения были единодушны. Но если бы все ограничи лось общими декларациями, съезд не достиг бы своей цели. В том и огромное значение съезда, что он наметил много о съезде... путей и средств, которые в своей сово купности приведут к главной цели: к со зданию произведений, стоящих на высо ком идейном и художественном уров не, достойных нашего великого вре мени. Мне, например, думается, что съезд, дал правильную установку в одном из самых наболевших и важных вопросов: в деле выдвижения молодых литератур ных сил. Что греха таить, много тут «ломали дров»: и «литобработчиков» прикрепляли, и грамматические ошибки правили, и в Союз не по заслугам толка ли... Делалось это, конечно, из лучших побуждений, но результат -получался обратный желаемому. Пишущих людей много, но не каждый из них — писатель. И нет в этом ниче го обидного или зазорного. Явление это совершенно нормальное. Наше время, время спутников и космических ракет, требует от писателя высочайшей культу ры и большого таланта. Тем более тре бует оно этого от каждого молодого че ловека, решившего ступить на стезю ли тературного творчества. Помощь, а не опека, требовательность, а не снисходительность,— таков глав ный и единственно правильный крите рий в работе с начинающими литерато рами. Только такой метод принесет поль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2