Сибирские огни, 1959, № 2

ла развиваться торговля. Уже во второй половине прошлого столетия Щегловка славилась ярмарками. По зимнему пер­ вопутку сюда съезжались крестьяне из окрестных сел продавать пшеницу, ло­ шадей. Охотники приносили меха горно­ стая и колонка, медвежье и барсучье са­ ло, мед, боровую дичь. Покупателями были томские и барнаульские купцы, кот торые, в свою очередь, доставляли «красный товар». Но почти за сто лет существования Щегловки не произошло заметных изме­ нений как в облике села, так и в укладе жизни. Перемены начались с возникновением угольного рудника, который явился ос­ новой одного из крупнейших промыш­ ленных центров Кузбасса — города Ке­ мерово. В 1878 году до начальства Ал­ тайского горного округа, в ведении кото­ рого находилась Кузнецкая земля, до­ шли слухи, что крестьяне деревни Кеме­ рово добывают каменный уголь и торгу­ ют им. Из Барнаула в Кемерово был командирован горный инженер Богда­ нов. В своем рапорте начальнику округа Богданов сообщил: «Очень хорошее ка­ чество кемеровского угля и удобное за­ легание обнаженных тут двух пластов его, а также близость к городу Томску (120 верст), где многие частные лица нуждаются в нем, заставили местных крестьян еще лет десять тому назад об­ ратить внимание и заняться добычей его. Они гонят его в Томск на плотах и продают от 5 до 10 коп. за пуд». Начальник Алтайского горного округа не нашел ничего лучшего, как запретить местным крестьянам добывать уголь впредь до составления правил для част­ ной каменноугольной промышленности. Правила составлялись четырнадцать лет. И только в 1892 году Кемеровское месторождение было сдано в аренду кре­ стьянской артели деревни Кемерово, но через год горный отвод у них был ото­ бран, и штольни на берегу Томи снова оказались заброшенными. Однако в связи с развитием на реках Западной Сибири пароходства и построй­ кой сибирской железной дороги потреб­ ность в топливе возросла. Чиновники Алтайского горного округа вынуждены были вспомнить о кемеровских углях и решили начать их добычу. В погожий весенний полдень в селе Щегловка появилась группа людей в длинных грубошерстных кафтанах. На двух телегах они везли ручные буры, кувалды, кайлы и лопаты. Это была ар­ тель углекопов с Кольчугинского рудни­ ка. Возглавлял ее горный техник Нико­ лай Семенович Вьюков. Восстановив старые штольни, углеко­ пы принялись разведывать месторожде­ ние. Работы велись почти голыми рука­ ми; простым железным буром делались глубокие скважины. Не удивительно, что за три года разведчикам удалось сделать очень немногое. Все же на разведанном угольном поле, на возвышенном берегу Томи, в 1907 го­ ду были заложены четыре вертикальные шахты. Однако закладка оказалась не­ удачной, шахты пришлось бросить, а на следующий год приступить к строитель­ ству новых. В 1913 году на Кузбасской земле по­ явился новый ее хозяин: частное метал­ лургическое и каменноугольное акцио­ нерное общество, сокращенно называв­ шееся «Копикуз». Капиталисты начали строительство железнодорожной линии Юрга—Кольчугино с ответвлением Топ­ ки—Кемерово. Одновременно разверну­ лись работы на Кольчугинских и Кеме­ ровских копях. Однако заправилы «Копикуза» были прежде всего заинтересованы в больших прибылях, особенно легко получаемых в условиях войны, начавшейся в 1914 го­ ду. Пожалуй, единственное ценное, что было сделано «Копикузом», это пригла­ шение талантливого русского геолога Леонида Ивановича Лутугина для орга­ низации геологической съемки Кузнец­ кого бассейна. Лутугину и его ученикам, видным советским геологам Гапееву, Яворскому, Бутову и другим, принадле­ жит большая заслуга в выявлении ог­ ромных запасов каменных углей Куз­ басса. Рождение города Кемерово связано с одним примечательным качеством здеш­ них углей — они обладают способностью давать металлургический кокс и доста­ точное количество химических продук­ тов. Поэтому возле Кемеровского рудни­ ка в 1916 году было начато строительст­ во крупного по тому времени коксохими­ ческого завода. На строительство стали стекаться рабочие. «Копикуз» не предо­ ставлял рабочим жилья, и они вынужде­ ны были искать себе пристанища в селе Щегловка, расположенном поблизости от стройки. Старожилы извлекали из этого большие доходы, а положение ра­ бочих год от года становилось все более невыносимым. С рабочих-новоселов брали налоги за пашню, луга, огороды, выпасы для ско­ та, тогда как они всем этим не пользо­ вались. Просьба рабочих о преобразовании села Щегловка в город до самой Ок­ тябрьской социалистической революции оставалась нерассмотренной. Первым документом, относящимся к возникновению нашего города, является постановление административного отдела Совнархоза РСФСР от 30 марта 1918 года об образовании Щегловского уезда. «Образуемый у е зд ,— говорилось в по­ становлении, — наименовать Щеглон- ским и образовать из села Щегловка Верхотомской области город Щегловск, наделив его землями и лесами из свобод­ ных лесных дач». 10 мая 1918 года в Щегловске от­ крылся первый уездный съезд рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2