Сибирские огни, 1959, № 2
ла развиваться торговля. Уже во второй половине прошлого столетия Щегловка славилась ярмарками. По зимнему пер вопутку сюда съезжались крестьяне из окрестных сел продавать пшеницу, ло шадей. Охотники приносили меха горно стая и колонка, медвежье и барсучье са ло, мед, боровую дичь. Покупателями были томские и барнаульские купцы, кот торые, в свою очередь, доставляли «красный товар». Но почти за сто лет существования Щегловки не произошло заметных изме нений как в облике села, так и в укладе жизни. Перемены начались с возникновением угольного рудника, который явился ос новой одного из крупнейших промыш ленных центров Кузбасса — города Ке мерово. В 1878 году до начальства Ал тайского горного округа, в ведении кото рого находилась Кузнецкая земля, до шли слухи, что крестьяне деревни Кеме рово добывают каменный уголь и торгу ют им. Из Барнаула в Кемерово был командирован горный инженер Богда нов. В своем рапорте начальнику округа Богданов сообщил: «Очень хорошее ка чество кемеровского угля и удобное за легание обнаженных тут двух пластов его, а также близость к городу Томску (120 верст), где многие частные лица нуждаются в нем, заставили местных крестьян еще лет десять тому назад об ратить внимание и заняться добычей его. Они гонят его в Томск на плотах и продают от 5 до 10 коп. за пуд». Начальник Алтайского горного округа не нашел ничего лучшего, как запретить местным крестьянам добывать уголь впредь до составления правил для част ной каменноугольной промышленности. Правила составлялись четырнадцать лет. И только в 1892 году Кемеровское месторождение было сдано в аренду кре стьянской артели деревни Кемерово, но через год горный отвод у них был ото бран, и штольни на берегу Томи снова оказались заброшенными. Однако в связи с развитием на реках Западной Сибири пароходства и построй кой сибирской железной дороги потреб ность в топливе возросла. Чиновники Алтайского горного округа вынуждены были вспомнить о кемеровских углях и решили начать их добычу. В погожий весенний полдень в селе Щегловка появилась группа людей в длинных грубошерстных кафтанах. На двух телегах они везли ручные буры, кувалды, кайлы и лопаты. Это была ар тель углекопов с Кольчугинского рудни ка. Возглавлял ее горный техник Нико лай Семенович Вьюков. Восстановив старые штольни, углеко пы принялись разведывать месторожде ние. Работы велись почти голыми рука ми; простым железным буром делались глубокие скважины. Не удивительно, что за три года разведчикам удалось сделать очень немногое. Все же на разведанном угольном поле, на возвышенном берегу Томи, в 1907 го ду были заложены четыре вертикальные шахты. Однако закладка оказалась не удачной, шахты пришлось бросить, а на следующий год приступить к строитель ству новых. В 1913 году на Кузбасской земле по явился новый ее хозяин: частное метал лургическое и каменноугольное акцио нерное общество, сокращенно называв шееся «Копикуз». Капиталисты начали строительство железнодорожной линии Юрга—Кольчугино с ответвлением Топ ки—Кемерово. Одновременно разверну лись работы на Кольчугинских и Кеме ровских копях. Однако заправилы «Копикуза» были прежде всего заинтересованы в больших прибылях, особенно легко получаемых в условиях войны, начавшейся в 1914 го ду. Пожалуй, единственное ценное, что было сделано «Копикузом», это пригла шение талантливого русского геолога Леонида Ивановича Лутугина для орга низации геологической съемки Кузнец кого бассейна. Лутугину и его ученикам, видным советским геологам Гапееву, Яворскому, Бутову и другим, принадле жит большая заслуга в выявлении ог ромных запасов каменных углей Куз басса. Рождение города Кемерово связано с одним примечательным качеством здеш них углей — они обладают способностью давать металлургический кокс и доста точное количество химических продук тов. Поэтому возле Кемеровского рудни ка в 1916 году было начато строительст во крупного по тому времени коксохими ческого завода. На строительство стали стекаться рабочие. «Копикуз» не предо ставлял рабочим жилья, и они вынужде ны были искать себе пристанища в селе Щегловка, расположенном поблизости от стройки. Старожилы извлекали из этого большие доходы, а положение ра бочих год от года становилось все более невыносимым. С рабочих-новоселов брали налоги за пашню, луга, огороды, выпасы для ско та, тогда как они всем этим не пользо вались. Просьба рабочих о преобразовании села Щегловка в город до самой Ок тябрьской социалистической революции оставалась нерассмотренной. Первым документом, относящимся к возникновению нашего города, является постановление административного отдела Совнархоза РСФСР от 30 марта 1918 года об образовании Щегловского уезда. «Образуемый у е зд ,— говорилось в по становлении, — наименовать Щеглон- ским и образовать из села Щегловка Верхотомской области город Щегловск, наделив его землями и лесами из свобод ных лесных дач». 10 мая 1918 года в Щегловске от крылся первый уездный съезд рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2