Сибирские огни, 1959, № 12
акта. Но это вовсе не призыв к небреж ной работе над словом. Белинский так ж е указывал, что писатель каждый раз должен найти единственное в языке слово, которое должно стоять на этом месте и которое нельзя заменить ника ким другим. Едва ли можно предъявить более высокие требования к языку писа теля. Писатель набрасывает фразу, не раз думывая над ней. Однако из этого никак не следует, что язык произведения при таком методе работы будет и скучным, и бесцветным. В рукописи много велико лепных выражений. Они явились автору неожиданной наградой за отчетливость образов, за смелый ум, за горячее серд це. Произведение только что закончено. Автор отлично помнит всех своих геро ев, потому что много думал о них, ви дел их, был ими. Однако он не слишком- то задумывался о словах, не они были главное в его работе. Отсюда любопыт ное следствие: теперь он не может при помнить, какими словами он рассказал о своих героях. Перечитывая свою руко пись, он в изумлении, как нечто совер шенно новое и неожиданное, восприни мает написанное им самим. Вспомните, как Пушкин, читая только что закон ченного «Бориса Годунова» изумлялся написанному, в радостном удивлении хлопал в ладоши и кричал: «Ай-да Пуш кин, ай-да сукин сын!». Когда писатель не видит своего героя, то его работа над языком произведения, очевидно, не может заключаться в том, чтобы вглядываться в образы, лежащие перед ним, по той простой причине, что ему не во что вглядываться. Его первым символом веры является твердое убеждение, что роман, над кото рым он трудится, будет хорошим лишь в той мере, в какой хороши отдельные фразы-кирпичики. Поэтому он тщатель но разглядывает каждую фразу: хороша или нехороша. Совет писать, не задумы ваясь над фразами, кажется ему чу довищным. Он органически неспособен понять, что можно работать как-то ина че, не так, как он. С теми, кто подобно А . Абрамовичу утверждает, что художественное произ ведение создается работой над словом, можно было бы и не спорить. Ведь и в самом деле немало писателей именно так и работают. Однако беда в том, что эти критики уверяют, будто нашли универ сальную формулу, обязательную для всех писателей, что работать можно- только по их рецепту. «Овладеть словом» — дело не хитрое. Если речь идет о правильности, гладко сти языка, то этого, говорил Белинский, достигает даже самая пошлая бездар ность путем рутины и труда. Тысячи авторов пишут куда более гладко и плавно, чем А. Н. Толстой, Ма каренко, Николай Островский, Шоло хов. У них каждая фраза до блеска на чищена, однако в их сочинениях никог да не было и не будет ни одного ярко го образа: они учились писать, но ни когда не учились видеть, они живут в- пустом, бесцветном мире. У настоящего писателя язык яркий и живой потому, что это язык большой личности, значительного человека, кото рому есть что сказать. А тут нас пыта ются убедить, что необыкновенная кра сочность фразы в книге, которая нам по любилась, эта удивительная ясность мы сли, все человеческое очарование, кото рым она наполнена, — есть результат расчета, умения, техники. Каждый, кто идет в литературу, дол жен прежде всего оценить свои возмож ности. Если он умеет видеть или хотя бы полон решимости научиться видеть, он станет художником. Будет он человеком большой души, чтоб любить хорошее и ненавидеть пло хое, будет он нести в себе высокие нрав ственные и общественные идеалы нашей эпохи, отдавая все силы служению иде ям коммунизма, выработает он в себе способность мыслить образами, тогда сумеет он рассказать о творцах и строи телях нового человеческого общества, тогда люди скажут друг другу: смотрите, какой он чудесный мастер, как его сло ва бьют прямо в сердце. г. Братск .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2