Сибирские огни, 1959, № 12
«В искусстве все — в значительности художника-наблюдателя, все в величине его личности, в его страстях и чувствах. Школа, опыт, искушенность в делах ис кусства, методы — все это лишь пособ ники. Иной раз от них можно и отка заться, можно писать помелом, лишь бы, действительно, было о чем и о ком пи сать» . Это же утверждал и Белинский, когда говорил о том, как художником сначала овладевает идея произведения, как она облекается в образы и как, наконец, он приступает к третьему акту творчества, «который не так важен». Очевидно, что взгляды Абрамовича и Белинского— Толстого безоговорочно ис ключают друг друга. Или «образность возникает, как итог взаимодействия слов» , и в таком случае, действительно, самая главная задача писателя — рабо та над словами: он должен подбирать их и складывать, пока не придет долго жданный результат, или же третий акт и в самом деле не столь важен, но в та ком случае внимание писателя должно быть сосредоточено на чем-то более важном, нежели слова. Почему картины, нарисованные А . И. Толстым, спрашивает Абрамо вич, так ярки? Да потому, отвечает он, что Толстой сумел точно рассчитать каж дое слово. Хорошо подобрал слова, вот и получились хорошие образы. Однако А. Н. Толстой не раз подчер кивал, что считает эту работу над сло вом второстепенной, что для того, чтобы найти точное слово, прежде всего необ ходимо отчетливо и ясно увидеть изоб ражаемый предмет. Не будет этого виде ния, и никогда не удастся найти нужное слово. На наш взгляд, следует поставить вопрос не о том, какое из этих противо положных мнений является правильным, но о том, почему возникли такие про тивоположные мнения, какую реальность отражает каждый из этих взглядов. Настоящий писатель приступает к третьему акту творчества не прежде, как начинает отчетливо видеть своих ге роев. Рассказ, роман, повесть, которые он написал, есть следствие его видения. Он набрасывает фразу за фразой, при стально вглядываясь в картины, кото рые одна за другой возникают в его соз нании. С известным правом можно сказать, что сейчас писателю некогда раздумы вать о словах. Технология слова не дол жна отвлекать его от самого главного в творчестве, от образов. Писатель ищет, куда повернутся события, с необыкно венным интересом следит за своими ге роями. Некогда тут заниматься грамма тикой и стилистикой. Строить фразу — это значит смот реть, какой предмет, какой пейзаж, ка кой герой, находить такие слова, кото рые ясно, точно указывают важнейшие, характернейшие признаки этих предме тов. Это самые простые, самые обыкно венные слова, от которых не требуется ничего, кроме ясности и точности. Писа тель видит, что фразы из-под его пера идут и нескладные, и нестройные, одна ко утешает себя тем, что впереди есть время пересмотреть каждое выражение. Чарльз Дарвин в своей «Автобиогра фии» писал: «В былые годы я долго обдумывал каждую фразу, прежде, чем изложить ее на бумаге, но за последние годы пришел к заключению, что для сокращения по лезно нацарапать целые фразы, как мо жно поспешнее, самым неряшливым об разом и наполовину сокращая слова, а затем уже, взвешивая, исправлять их... Фразы, таким образом написанные, не редко оказываются лучше тех, которые я написал бы, предварительно обду мав». Г1о этому поводу автор одной из ста тей в «Литературной газете» заявил, что Дарвин, конечно, ошибся, что так нель зя работать. Но почему этому автору не пришло в голову, что это он, а не Дар вин ошибается? И Лев Толстой тоже ошибался, когда писал в дневнике: «Пи ши начерно, не обдумывая места и пра вильности выражения мыслей»? И Гоголь ошибался, когда говорил Н. В. Бергу: «Сначала нужно набросать все, как придется, хотя бы плохо, водя нисто...» В. Вересаев как-то рассказал, что с возрастом у него потерялся интерес к чтению художественных произведений, что теперь он, читая роман, прежде все го следит за тем, как автор отразился в своей вещи. Какой-то из молодых критиков, не дол го думая, заявил по этому поводу, что это. конечно, ошибка Вересаева, что, мол, напрасно он так поступает. Первая задача критика не в том, что бы дать оценку какому-нибудь явлению, а в том, чтобы узнать, как бывает, что бы подсмотреть, как писатель работает, на чем сосредоточено его внимание. Вы воды будут сделаны после того, как бу дет из чего их делать. В таких случаях надо бы сказать Дарвину, Толстому, Го голю, Вересаеву спасибо за то, что они рассказали о себе, как работают, как чувствуют, а вместо этого критик начи нает ворчать, что они не по правилам пишут и чувствуют. Но чего в таком случае стоят все правила этого критика? А. П. Чехов как-то сказал, что законо мерностями в творчестве писателя будет то общее, что есть в работе многих писа телей. И мы замечаем, как закономер ность, что писатель приступает к своей работе, не раздумывая над фразой. Ко нечно, не все писатели так работают, но ведь мы и говорим не о всех писателях, но только о тех, которые видят то, что изображают, которым есть во что всмат риваться. Белинский писал, что третий акт твор чества не столь важен, как первые два 13 . «Сибирские огни» № 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2