Сибирские огни, 1959, № 12
Может показаться, что такая передел ка есть самое простое, самое обыкновен ное действие. Почему бы и не поправить образ, не переодеть вот этого героя, не убрать вот этот платочек? Однако так дело не делается. «...Вы , как художник, представляете себе извест ное лицо, характер; оно стало ка» живое в Вашем воображении... Р а з Вы предста вили его себе таким образом, — оно уж е конкретный факт и живет самостоятель ной жизнью. Оно не может поступать по Вашему приказанию, потому что должно поступать и поступает сообразно своему характеру». (В. Г. Короленко в письме к Н. Е. Петропавловскому-Каронину). Но почему у нас получается как-то иначе? Почему наши герои такие послуш ные, почему они так безропотно выпол няют все наши приказания? Почему мы можем так легко переодеть их, дать им любой рост, любую внешность, какую только захотим, почему мы можем спо койно зачеркнуть в рукописи «у него бы ли светлые волосы» и написать «у него были черные волосы»? Да потому, что в нашем сознании мель кнули всего лишь неясные тени, про ко торые даже и невозможно сказать, как они выглядят. Наши герои не явились пе ред нами, не стали в нашем воображении, как живые, не являются «конкретным фактом», не живут самостоятельной жизнью. Некому у нас проявлять свой характер. И еще замечательно, что этот автор «увидел» своего Старовского не до того, как начал его описывать, но после того, как описал. Описал и начинает размыш лять, что получилось. Не понравилось — зачеркнул, переставил слова и опять раздумывает, какой у него теперь герой, надо его еще раз переделывать или не надо. Очевидно, что такими методами невоз можно создать полноценное художествен ное произведение. Оно должно быть вы полнено средствами образного видения, а этот автор всего лишь рассчитывает сво их героев. В этой главе речь была о таком авторе, который может рассчитать своих героев, но не может увидеть их. Он пытается раз решить стоящие перед ним задачи не теми средствами, которыми они могут быть разрешены. У него нет других воз можностей. Однако из этого мы не мо жем сделать вывод, что его работа не нужна, что ему никогда не создать ниче го значительного. Очень часто он пишет как раз о том, о чем необходимо писать, он умен, у него есть вкус, он делает нужное дело и не редко делает его хорошо. Нельзя зачер кивать его работу. Однако никогда не со здать ему первоклассных художественных произведений, потому что он не худож ник, хотя и силится быть художником. Художнику нужен талант видеть, а у не го нет этого таланта. Тр етий акт тв орч ества Как я работаю над языком? Я стараюсь уви деть нужный мне предмет (вещь, человека, жи вотное). А . Н . Толстой . • Какое место занимают в работе писа теля его раздумья над фразой, над сло вом, над тем, как сказать? Часто говорят, что умение найти слово есть самое глав ное среди всех умений писателя, что вся его работа хороша лишь в той мере, в ка кой он сумел подобрать наивыгоднейшие слова. Например, иркутский критик А . Абра мович в статье «Художественная деталь и образ» («Критические статьи и очерки о творчестве сибирских писателей») ут верждает, что «образность возникает, как итог взаимодействия слов», «достига ется с помощью грамматической образ ной организации точно отобранных слов», «правильная расстановка слов в их взаимосвязи должна привести к со з данию строгого по смыслу и форме ху дожественного произведения ...», « ...тре бовательная взыскательная работа над словом, над каждым отдельным штрихом образа — единственно верный путь, ве дущий к созданию художественных цен ностей, достойных советского народа». Яснее сказать невозможно. Правиль ная расстановка слов порождает и образ, и смысл. Не придумает писатель слов, не будет и образов. Для большей убеди тельности А . Абрамович приводит такое сравнение. Художественное произведение складывается из деталей, как здание из кирпичей. Но эти детали «рисуются сло вом». Следовательно, работа писателя над образом прежде всего заключается в поисках слов. Будут слова — будут и детали. Из деталей, штрихов, подробно стей сложится образ; а из образов, как из готовых блоков, воздвигнется все зда ние художественного произведения. В этих высказываниях нет ничего но вого, кроме разве завидной прямолиней ности и решительности, с которыми они на этот раз сформулированы. Можно бы ло бы указать множество статей других авторов, в которых утверждается то же самое. Но вот что говорил А . Н. Толстой:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2