Сибирские огни, 1959, № 12
настые, или еще как-нибудь одинаковые. Однако мы привели далеко не все объяс нения, которые дают этому странному явлению. Иногда можно услышать, что авто ры подобных произведений неискренни, что они приукрашивают действитель ность и только поэтому изображают сво их героев одинаковыми красавцами. В других случаях говорится о пристрастии этих авторов к готовым шаблонам. Обилие этих объяснений прежде все го свидетельствует об отсутствии у кри тиков общего метода исследования. Каж дый волен толковать литературные явле ния так, как ему нравится. Гончаров рассказывал, как однажды перед ним в его воображении разверну лось все действие романа «Обрыв»: «...Фигуры прошли передо мной в этом двухчасовом поэтическом сне точно на смотру, все они чисто народные, со все ми чертами, красками, с плотью и кровью, чисто славянскими. Нет намеков, загадок, тумана...» Вообразите, что и тот автор, у которого все герои одинаковые, вдруг так же уви дел перед собой всех своих персонажей, что они перед ним выстроились шеренгой неотличимых друг от друга красавцев. Очевидно, что такую невероятную неле пую, даже дикую картину никакой автор и не стал бы срисовывать. Но дело в том, что этот автор и не видел никаких кар тин. Нечего ему было срисовывать. Он изображал не доярку Иванову, не , . Петрову, не тракториста Орлова, не ком байнера Веревкина, но доярку вообще, тракториста вообще. И он не то что рас считал, он твердо знает, что если гово рить о передовом трактористе, передовом комбайнере, то это, как правило, всегда огневые, бравые, толковые ребята. И мы говорили, что если рассуждать вообще, то это совершенно правильное представле ние. Этот автор рисует своих героев так, как ему подсказывают его опыт и рас судок. Он честен, искренен и не положил ни одной капли лака на своих героев. Ес ли он высчитал, что тракторист Орлов должен быть голубоглазым красавцем, мастером поплясать, то естественно, что к такому ж е логическому заключению он придет, когда задумается о комбайнере Веревкине. Если он решил, что доярку Иванову должно изобразить голубогла зой плясуньей, то к такому ж е выводу он приходит, принимаясь изображать пе редовую доярку Петрову. Решая стоя щие перед ним задачи, он каждый раз подставляет в них одни и те же данные и поэтому каждый раз получает одни и те ж е ответы. Вот почему все персонажи у него получились такими, как будто он списывал их одного с другого. Вполне возможно, что иной пишущий примет в соображение еще и то обстоя тельство, что люди неодинаковы, и пото му, опять-таки не представляя своих героев, постарается изобразить их разны ми людьми. Доярку Иванову он нарису ет высокой, доярку Петрову, чтобы чита тели не спутали ее с Ивановой, низень кой. Однако все это будет свидетельство вать лишь об опытности пишущего, его литературно - технической ловкости. От подобных перестановок и изменений не прибавится ни одного образа. Ведь и он также не видит, а только рассчитывает своих героев. Рассказ о доярке Ивановой явно не удачен. Он не является художественным произведением. Автор не видел то, что изображал. Однако нельзя сказать, что в этом рассказе совсем нет образов. Кое- что нам удалось разглядеть. Но как ж е так? Если мы, читатели, увидели героев, заметили, скажем, что все они одинаковые, то не свидетельству ет ли это о том, что автор также видел все это? Разве возможно, чтобы читатель видел больше, чем автор? Вполне возможно. Шутки ради элект ронным счетным машинам давали зада ние писать «любовные письма». В этих забавных механических сочинениях был какой - то намек на содержание и даже мелькали обрывки каких-то картин. В наше время не является неразреши мой задачей построить такую счетную машину, которая будет сочинять и рас сказы, и романы, будет описывать геро ев, их внешность, поступки, чувства и т. д. А когда мы будем читать такой ма шинный роман, то в нашем сознании обя зательно возникнут кое-какие образы. Но ведь у машины нет сознания, она не мыс лит образами, она вообще никак не мыс лит, она только комбинирует слова, в ее механической памяти нет ничего, кроме запаса слов. Следовательно, вполне воз можно создавать образы из слов, даже и не представляя героев, о которых в рас сказе идет речь. Мы цитировали молодых авторов, ко -, торые заявляли, что им стыдно изобра жать своих персонажей, потому что, на их взгляд, это пустое и бесполезное за нятие. Эти выступления примечательны, как признания авторов, делающих свои ве щи путем расчета. Один из них заявил: «Я пишу, что Старовский, собираясь к министру на прием», нарядился в отлич ный серый костюм, выставил уголок шелкового цветного платка». Чушь ка кая-то! Здесь все не подходит к челове ку — и чуть ироническое «нарядился», и щегольский жест, и этот уголок шел кового (обязательно шелкового!) платка. Написал и сам вижу: не годится, образ трещит по швам». Мы не знаем, как этот Старовский описан в окончательном варианте, оче видно, без шелкового платочка и в ко стюме попроще. Кто его знает, как автор переделал этот «образ» , чтобы он не тре щал по швам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2