Сибирские огни, 1959, № 12
воображении нет образов, он не видит своих героев, но это его не беспокоит. Он знает, что опишет их, даже не пред ставляя в образах, какие они. Перед ним лежит план и список персо нажей. Первой по списку идет доярка Иванова. Какая она? Низенькая или вы сокая, белобрысая или чернокудрявая? Автор не видел, не знает, однако уве ренно пишет: «У доярки Ивановой были голубые смеющиеся глаза». Подумав не много, он добавляет, что она была «вы сокая и стройная» и что «на лбу у нее лежали завитки кудрей». Но как он узнал, что она такая? Ка кие основания были написать, что у нее голубые глаза, а не какие-нибудь еще? Ну, хорошо, пусть расчет, пусть сообра жение, но как можно рассчитать, сообра зить, какой человек, какая у него вне шность? Мыслимое ли это дело? Конечно, это немыслимо, и мы уж е го ворили об этом, однако наш автор, подоб но слепому, о котором только что была речь, как раз и пытается сделать это не мыслимое дело. Но у него нет другого выхода. Он вынужден решать стоящие перед ним задачи не теми средствами, ко торыми они могут быть решены. Их мож но решить только средствами образного видения, а он не может увидеть своих ге роев и поэтому пытается рассудить, ка кие они. Философ из старого анекдота утверж дал, что сумел бы найти рассуждениями форму слона, если бы знал свойства пер вичной материи. Мысль правильная. Ко нечно, это можно было бы сделать, если бы только знать все те миллиарды мил лиардов влияний, которые сформировали слонов, однако очевидно, что это совер шенно непосильная задача. Когда писатель лишен способностей мыслить образами, то он берет на себя такую же невозможную задачу, принима ясь описывать своих персонажей. Наш автор не видел своих героев, но совершенно правильно рассудил, что не может быть героя без внешности, что у каждого героя обязательно есть какая- то внешность, и вот он пишет: «У дояр ки Ивановой были голубые глаза и чи стые белые зубы». Если рассуждать так, как рн, не пред ставляя доярку, а пытаясь вывести ее свойства из «первичной материи», то ко нечно, она именно такая, какой он ее описал. Ведь он изображает передовую доярку, а мы всегда связываем внеш ность человека с его поступками, и у нас для этого немало оснований. Наш опыт подсказывает нам, что и взгляд, и улыб ка человека формируются под влиянием его поступков и устремлений. У хороше го человека и улыбка должна быть хоро шей. Точно так же не хитро было доду маться, что герои рассказа не могут стоять неподвижно, и потому автор напи сал, что они размахивали руками, чиха ли, моргали и кашляли. Он не видел этих движений, но вывел их логически. Когда в рассказе доярка Иванова вы ступит перед собранием и пообещает на доить столько-то тысяч литров молока,. то «собрание одобрительно загудит». Ав тор не видел собрания, и эту картину — «одобрительно загудело» —- вывел опять- таки путем расчетов и соображений. И ведь ничего не скажешь — правильное логическое заключение. Естественная, за кономерная реакция людей, пронизан ных общим чувством. Однако истины в этом правильном ре шении нет. Это решение отражает пере довую доярку вообще и собрание в пере довом колхозе вообще. Рассуждая об от влеченной доярке, которую мы не пред ставляем, можно без большой ошибки сказать, что у нее ясный взгляд и хоро шая добрая улыбка. Мы видели портреты многих передовых доярок. У них были чудесные лица. Однако стоит нам хотя бы на мгновение представить себе доярок какой-либо фермы, и мы сразу увидим, что они все разные, что каждая из них и похожа и непохожа на своих подруг, ина че говоря, что у каждой из них есть своя индивидуальность, то самое, чего не мог разглядеть наш автор и что вообще не возможно разглядеть, когда не представ ляешь своих героев в отчетливых обра зах. Предположим, что мы сели писать ро ман и собираемся изобразить скупого. Говоря вообще, скупые жадны, мелочны, недоверчивы. В соответствии с этим мы рассчитываем, что наш герой истощен, ходит в поношенной одежде , что глаза у него блестят и бегают по сторонам, что сухие пальцы его рук хищно скрючены. Никто не скажет нам, что мы неправиль но изображаем скупого. Мы подчеркива ем в нем самое главное, самое характер ное. Однако то, что мы нарисовали, не есть портрет живого человека. Это ско рее символ, изображающий скупость. Если тысячи других авторов вздума ют теми же средствами расчета решить- ту же задачу, то и они придут к таким же выводам и нарисуют точь-в-точь та кую же фигуру, какую мы нарисовали. Теперь припомните, как Чичиков, уви дев Плюшкина, ломал голову: — Ой баба! Ой нет! — и как закончил тем, что крикнул: — Послушай, матушка! Вспомните, как Плюшкин ворует у баб ведра и подбирает на улице глиняные черепки. Эти живые подробности не являются логическими выводами, их не приду маешь, не рассчитаешь. Но Гоголь и не рассчитывал своего героя. Он создал его в своем воображении и тогда разглядел его глаза, губы, небритые щеки и невоз можную одежду с такой ясностью, как будто смотрел на все это через увеличи тельное стекло. Мы уж е говорили, что в некоторых литературных произведениях герои изо бражаются неотличимыми друг от дру га. Или они все кудрявые или все коре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2