Сибирские огни, 1959, № 12
вых глав начинаю видеть их. А в расска зе мои герои показываются в таких ми- тмолетных эпизодах, что я не успеваю разглядеть их. Иной персонаж едва по кажется, вымолвит несколько слов и уже спешит исчезнуть. Вот и получается, что рассказы труднее писать, чем романы. Вот, оказывается, в чем несчастье! Пи сатель не успевает разглядеть своих ге роев. Но если беда только в этом, то она не слишком-то велика. В таком случае оче видно, что надо делать. Чтобы увидеть героя рассказа, необходимо работать над созданием его образа так, как будто он герой романа. Нужно увидеть всего героя. А . П. Чехов писал А. С. Суворину: «Вы пишете, что герой моих «Именин» — фигура, которой следовало бы занять ся. Господи, я ведь не бесчувственная скотина, я понимаю это. Я понимаю, что я режу своих героев и порчу, что хоро ший материал пропадает у меня зря... Я охотно, с удовольствием, с чувством и с расстановкой описал бы всего (курсив А. П. Чехова) моего героя, описал бы его душу во время родов жены, суд над ним, •его пакостное чувство после оправда тельного приговора, описал бы, как аку шерка и доктора ночью пьют чай, описал бы дождь ... Но что мне делать? Начало лишу покойно, не стесняю себя, но в с е редине я уже начинаю робеть и бояться, чтобы рассказ мой не вышел длинен: я долж ен помнить, что у «Северного вест ника» мало денег и что я один из доро гих сотрудников. Поэтому-то начало вы ходит у меня всегда многообещающее, точно я роман начал, середина скомкан ная, а конец, как в маленьком рассказе, фейерверочный... Из массы героев и по- лугероев берешь только одно лицо. ...В голове у меня целая армия людей, прося щихся наружу и ждущих команды». Для Чехова даже и не существовало вопроса, как разглядеть то, о чем он пи шет. Потому он и начинал рассказ пи сать, что уже видел своих героев. Знать всего героя, его прошлое и бу дущее, его мечты, его отношения с людь ми, прежде всего означает знать о нем очень многое. Речь идет именно о коли честве материала. Одно дело, когда мы знаем один-два эпизода из его жизни, и •совсем другое, когда нам известен весь герой, вся его жизнь. Эта количественная разница порождает целый ряд качественных отличий. Дело ведь не просто в том, что один автор зна ет своих героев немножко лучше, а дру гой немножко хуже . В конечном счете это выражается, в том, что один автор ви дит своих героев отчетливо, ясно, а дру гой никак представить их не может. Все это относится не только к писате лям. Артисту нужно сыграть гостя без слов на балу у Фамусова. Понятно, что он сначала должен увидеть в своем вооб ражении действующее лицо, которое со бирается изобразить. Но как можно представить человека, о котором реши тельно ничего не известно? У Грибоедова ведь только одно и сказано — гости без слов. Артисты решают эту задачу точно так же, как должен решать ее писатель. Пе ред ними также возникает задача узнать всего героя. К. С. Станиславский требо вал от артистов, игравших гостей без слов на балу у Фамусова, чтобы они могли рассказать, как зовут героя, которого они изображают, в каких он чинах, на какой улице живет, какой у него дом, какое расположение комнат, какая семья, сколько слуг, как он провел день, предшествующий балу, и т. д. Однако есть еще один путь создания образов. Можно не выдумывать героя, как мы пытались выдумать доярку Ива нову, но взять его из жизни готовым. Мы знаем многих людей, знаем всю их жизнь. Не нужно напрягать свое вообра жение, чтобы увидеть их: мы уже тысячи раз встречались с ними, разговаривали, вместе ходили на охоту, дружили и ссо рились. Почему бы не сделать их наши ми героями? Сомерсет Моэм рассказывает о себе, что он так и делает: «Большой силой во ображения я не наделен. Я беру живых людей и выдумываю для них ситуации, трагические или комические, вытекаю щие из их характеров. Можно сказать, что они сами выдумывают о себе исто рии». Какой из этих способов лучше? Но об этом не нужно спрашивать. Писатель сам должен решить после многочисленных проб, что для него лучше, какая у него фантазия, какие возможности. Важно только, чтобы он хорошо знал своих ге роев, будут ли они выдуманы или взяты из числа живых людей. ОТ РАСЧЕТОВ К ОБРАЗАМ Вы от ума 'отталкиваетесь, он дает вам по зыв к творчеству. К . С. Ст аниславский . Художественное произведение создает- самом активном участии его рассудка, ся не только видением, но и расчетом, и Прежде, чем представить что-нибудь, пи- трудно сказать, чего здесь больше. Об- сатель должен понять, какие ему нужны разы возникают в сознании писателя при образы, куда ему следует направить свой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2