Сибирские огни, 1959, № 12
В. Михайлов • > МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗАХ (Заметки о писательском труде) В е с ь г е р о й 1 Я охотно, с удовольствием, с чувством и рас становкой описал бы в с е г о моего героя. А . П . Чехов. Но как случилось, что автор, о кото ром мы говорили в первой главе, так и не увидел своих персонажей? Свою герои ню он изобразил по трафарету, не пред ставляя: «У нее были голубые глаза и чистые белые зубы». Однако когда мы прочитали эту фразу , то в нашем вообра жении уж е и мелькнули какие-то глаза и какие-то зубы. Если к этому прибавить желтый платочек с красными цветами, смуглое лицо и пару кудряшек на лбу, тогда еще яснее увидится какая-то фигу ра. Но почему автор сам не мог разгля деть этого? Однако мы увидели вовсе не героиню рассказа, но всего лишь какую-то жен щину. И этот автор, конечно, смог бы также легко вызвать в своем воображе нии подобный случайный образ. Совсем не хитрое дело представить белые зубы, голубые глаза и платочек с цветами, но очевидно, что все это не больше, как соединение первых подвернувшихся под руку элементов. Разглядеть героя с до статочной ясностью можно лишь в том случае, когда точно знаешь, какой это герой, какой у него характер, как он про жил свою жизнь, в каких обстоятельствах находится и о чем мечтает. В своем рассказе мы собираемся изо бразить доярку Иванову на собрании. Она выйдет вперед и скажет несколько слов. Крошечная сценка. Нам нужно уви деть, как наша героиня выходит, как го ворит, как жестикулирует, однако мы не собираемся разглядывать ее в другие мо менты ее жизни. Нас не интересует, где она живет, какой у нее муж, какие отно шения в семье и в колхозе, о чем она мечтает. Нам это «ни к чему». Но в таком случае нельзя ожидать, чтобы она у нас получилась, «как живая». > Окончание. Начало см. «Сибирские огни» № 10 и 11. Почему? Кто мешает нарисовать ее ко лоритной фигурой? Она может, например, произнести несколько самых оригиналь ных фраз из нашей записной книжки, а после собрания так спляшет, что все толь ко ахнут. Никто не посмеет сказать нам, что так не бывает. Бывает! Но может ли она так поступать? Мы еще не успели узнать, какие действия бы ли бы для нее естественными, отвечали бы ее характеру, привычкам, воспита нию, а уже заставляем действовать. Од нако нам не остается ничего другого. Мы слишком мало знаем о ней. Она не интересна нам сама по себе. Она нам только для рассказа понадобилась. Мы говорили, что настоящие писате ли очень ярко видели то, что изображали. Но заметьте, что во всех примерах, кото рые мы приводили, речь шла о крупных произведениях. А. Н. Толстой даже особо подчеркнул, что персонажи оживают лишь в крупных произведениях. Но если писатели могут отчетливо уви деть своих героев только в повести или в романе, то как же в таком случае они пишут рассказы? Видят ли они героев своих рассказов? Конечно, видят, но по чему было сказано: только в повести, в романе? Некий пишущий товарищ с обидой за явил: — Правильно говорят, что рассказ труднее сделать, чем роман. — Почему? Как ж е так получается, .что пистолет труднее сделать, чем пуш ку? — Я уже слышал про пистолет. И про пушку слышал. Это еще Горький сказал. А все-таки рассказ труднее сделать, чем роман. В романе я знаю всех своих геро ев, мне вся их подноготная известна. Я сжился с ними и, если не после первых страниц, то во всяком случае после пер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2