Сибирские огни, 1959, № 12
позволило сократить цикл сборки станка». 1952 год. Д. Прусс за один год выра ботал 35 месячных норм. 1953 год. Под рубрикой «Герои пяти летки» опять портрет слесаря Прусса и текст: «В течение пятилетки выполнил 1 2 годовых норм». В 1955 году Д. Пруссу было присвое но звание лучшего слесаря-сборщика Но восибирской области. 19 5 6 год. Снимок: слесарь Д. Прусс около новых станков-полуавтоматов, осваиваемых заводом. 1957 год. Завод изготовил специаль ный станок для фрезеровки и расточки радиаторов водяного отопления. Первые станки собраны слесарем Д. Пруссом. 1958 год. Статья в газете «Вечерний Новосибирск» озаглавлена «Всегда дер зать!». В ней рассказывается о плодо творном содружестве опытного слесаря Дмитрия Прусса с конструктором Голо совым, создавших многорезцовый ста нок-автомат для Подольского завода швейных машин. 1959 год. Слесарь-сборщик В. Проко пенко писал в газете «Советская Си бирь»: «Дмитрий Моисеевич Прусс, Петр Мамонтов и я имеем шестой-седьмой раз ряды. Но мы не успокаиваемся, продол жаем совершенствовать и пополнять свои знания. Этого требует техника нашей се милетки. Она стала сложнее, чем рань ше. С прежней грамотой к ней не под ступишься». «Сложнее, чем раньше!» От простых универсальных станков к станкам-полу автоматам, наконец — к автоматам — таков путь каждого из кадровых специа листов предприятия и завода в целом. Давным-давно оснащен и оборудован экспериментальный цех, давным-давно Иван Арсентьевич Сборщиков работает главным инженером завода, пришли на завод новые люди... Но по-прежнему тре тий цех предназначен для освоения но вых станков, и слесарь Прусс, как и раньше, творчески трудится на своем посту. Краткая летопись успехов Дмитрия Прусса типична. Очень многие его това рищи, как и он сам, работали и работают на высоких скоростях. Всем им присуща драгоценная черта: они упорно и настой чиво учатся работать быстрее, лучше, точнее. На заводе выросли подлинные умельцы — мастера своего дела. А это вывело на передовую линию огня завод ских конструкторов. Мастера-умельцы могли воплотить в металле самые смелые и сложные конструкции. Этого же тре бовала сама жизнь... К онетрукторы , вперед! В конце 1954 года на завод поступил необычный заказ — требовалось пятна дцать станков на строящийся в Китае t автомобильный завод, пятнадцать полу автоматов с накладкой на обработку оп ределенных деталей. Это была принципиально новая зада ча, поставленная перед коллективом но восибирских станкостроителей. Раньше роль заводских конструкторов сводилась к обслуживанию текущего производства, иногда к некоторой модер низации проектов, сделанных специаль ными проектными организациями в Мо скве, Ленинграде, Одессе. А вот теперь прозвучал призыв: кон структоры, вперед! От успеха самостоя тельной творческой конструкторской мысли зависела судьба важного заказа для братского Китая. На заводе был соз дан отдел Главного конструктора. Его надо было срочно укомплектовать. Ждать приезда специалистов из других мест не оставалось времени. Руководст во завода решило пополнить ряды кон структоров талантливыми людьми прямо из цехов. Тогда-то и пригласили в кон структорский отдел, вместе с мастерами Грибановым и Орловым, Ивана Алек сандровича Голосова. Все они сразу были включены в груп пу наладок, которую только что создали. Руководителем группы назначили Ли дию Семеновну Борисову. Первоочередной задачей «наладчиков» и стало создание пятнадцати специаль ных станков для Китая. За основу реши ли взять модели полуавтоматов, уже ос военных заводом. Надлежало дополнить эти станки новой наладкой, благодаря которой они могли бы обрабатывать д е тали, нужные китайским товарищам. На первых порах у конструкторов не хватало не только опыта, но и необходи мых материалов — типовых чертежей, альбомов-справочников. А на выполнение заказа отводились считанные дни: шел сентябрь 1954 года, а в декабре уж е на до было отправить станки в Китай. Помощь пришла от друзей станко строителей Московского завода «Крас ный пролетарий». Оттуда приехали два конструктора, привезли необходимые до кументы, указали направление, в каком следовало вести творческие поиски. В конструкторском отделе, в кабинете у главного инженера часто проводились обсуждения проектов, проходили кол лективные консультации. Активное уча стие в них принимали и технологи, и то кари, и слесари-сборщики. Каждый вно сил в общее дело свою лепту. Опытный технолог Кузьма Абрамович Бобровский был неистощим на выдумку эффективных технологических операций. Он счастливо сочетал в себе качества терпеливого слесаря, умелого токаря и талантливого рационализатора. Достойным помощником ему оказался молодой слесарь Борис Монахов. Очень смекалистый, сообразительный, Борис не раз находил выход из самого трудного положения. Ведь бывают и у конструк- 9. «Сибирские огни» 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2