Сибирские огни, 1959, № 11
ография статей и исследований о Бонда реве. И еще одно замечание. Приятно было прочитать, что село Иудино, в котором прожил писатель более тридцати лет и в котором он умер в возрасте 68 лет, ны не переименовано в с. Бондарево, а на мо гиле писателя воздвигнут памятник. Вместе с тем очень жаль, что читатель ничего не может узнать о современном селе Бондарево, о земляках и родствен никах писателя, которые при Советской власти осуществили мечты Тимофея Ми хайловича. Такая связь с современ ностью крайне необходима в любой рабо те, тем более в популярной книжке, ад ресованной широкому кругу читателей. 8 . У т к о в ЗАМЕТКИ О КНИГАХ А\ладописЬм.еннЬ 1 е язЫки Года два тому назад Гослитиздат вы пустил библиографию по художествен ной литературе народов СССР1. Сам •факт выхода этой книги уже может яв ляться событием, нигде в мире, конечно, нет подобного издания. Но этот б и б л и о г р а ф и ч е с к и й справочник мож но ч и т а т ь , как интереснейшую по знавательную книгу, которая раскрывает нам новые стороны нашей действитель ности. В ней собрана библиография ху дожественной литературы более чем 60 народов СССР. Среди них около двадца ти малых народов Сибири. Уже простое ознакомление с содержанием книги рас крывает перед читателем поистине ги гантский скачок к вершинам социалисти ческой культуры, который был сделан за последние десятилетия малыми наро дами нашей страны. В перечне литера тур, представленных в справочнике, мы находим и долганскую, и мансийскую, и нанайскую, и нганасанскую, и нымы- ланскую и другие, которые появились в результате раскрепощения революцией национального творчества этих народов. Справочник И. И. Старцева, несмотря на отдельные пробелы (не все, напри мер, опубликованное ненецкими, чукот скими, эвенкийскими, эвенскими писате лями удалось собрать составителю), — знаменательное явление в нашей литера туре. Он ярко и убедительно показыва- ■ И . И . С т а р ц е в . Художественная литер а тура народов СССР. 1934—1954 гг. Гос. изд. худо жественной литературы , 1957. ет, что навсегда ушло то время, когда малые народы жили «слепо и немо». С помощью Советской власти у них появи лась письменность, выросла своя лите ратура, они вошли полноправными чле нами в социалистическую культуру на шего народа. Попытки создать письменность у ма лых, да и не только у малых народов России делались и задолго до Великой Октябрьской социалистической револю ции. В середине прошлого века Алтай ская духовная миссия разработала на основе графики русской азбуки алфавит алтайского языка. Несколько позднее на кондинском диалекте манси выходит «Евангелие», которое, кстати, выдержа ло два издания... в Лондоне (1868 г.) и в Гельсингфорсе (1882 г.). Во второй половине XIX века были изданы буква ри и книги религиозного содержания на хантыйском языке и т. д. Однако эти попытки, при всем их ис торико-культурном значении, и м е л и весьма ограниченное действие. Письмен ность не становилась достоянием широ ких кругов населения, не могла стать орудием развития национальной культу ры. Были до революции народы, которые уже имели письменность, но она не мог ла стать общенародной, ею владела только избранная верхушка родовой и духовной знати. Так было, например, у бурят. Несколько лучше обстояло дело в Якутии, где еще в 1858 г., по инициа тиве замечательного русского ученого И. Е. Вениаминова, бывшего миссионе ра на Алеутах, была издана Д. Хитро- вым «Краткая грамматика якутского языка», легшая в основу дальнейшего развития письменности у якутов. Огром ную роль в развитии письменности на якутском языке сыграли ссыльные. Но все эти попытки не могли корен ным образом разрешить важнейшего во проса о создании собственной письмен ности у народов, не имеющих ее. Задача эта была решена только в годы Совет ской власти. Около 50 национальностей СССР впервые за всю свою историю по лучили возможность излагать свои мыс ли на бумаге, пользуясь родным язы ком, и с помощью этого развивать свою национальную культуру и приобщаться к передовой культуре других народов. Так появилось понятие «младопись менные языки» народов СССР. Своего рода сжатой энциклопедией по этому во просу является недавно вышедший в свет сборник Института языкознания Академии наук СССР1. В сборнике имеется шесть разделов по группам языков: тюркские, кавказ ские, финно-угорские, иранские, монголь ские и языки народов Севера. В каж дом разделе помещены статьи по язы 1 «Младописьменные языки народов СССР». И здательство АН СССР, 1959 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2