Сибирские огни, 1959, № 11
тивного освещения вопроса. А. Косова- нов называет Бондарева «мыслителем» и «философом», а его идеи — «учени ем» и «теорией». В жизни и мировоззре нии Толстого он отводит Бондареву не правомерно большое место. По словам , автора, Бондарев Толстому «указал путь решения социально-общественной проблемы», «учение Бондарева... оконча тельно оформило складывающееся в 80-х годах миропонимание Толстого и его практическую программу», «Бонда- ревское учение с 80-х годов становится одним из главных и основных элемен тов философии Толстого» и т. д. и т. п. Хочет или не хочет автор, а вывод на прашивается такой: не было бы Бондаре ва — не было бы перелома в мировоз зрении Толстого. С таким мнением нельзя согласиться. Стоит без предвзятости заглянуть в памфлет Бондарева «Трудолюбие и ту неядство», впервые в России изданный в 1906 г., или в рукописи неопублико ванных сочинений, находившихся в рас поряжении автора, как тотчас рассеется это ложное мнение. Никакой социально- экономической теории, никакой философ ской системы и даже религиозной ереси Бондарев, конечно, не создал. Русский крестьянин-землепашец, познавший не волю крепостничества, невзгоды солдат чины, горечь вечной ссылки и обидное непонимание своих собратьев, Бондарев повторил давно известную истину о том, что каждый человек обязан трудиться. Как крестьянин, он считал, что человек должен заниматься преимущественно земледельческим трудом, а тот, кто не исполняет этого нравственного закона, является тунеядцем. По-своему Бонда рев выразил и протест крестьянства про тив помещичьего землевладения, солдат чины, официальной религии и всего госу дарственно-бюрократического аппарата. Именно этот смелый протест и составля ет самую сильную и ценную сторону со чинений крестьянского писателя-публи- циста. М. Горький подчеркивал эту осо бенность творчества Бондарева, который разочаровался не только в «православ ной» церкви, но и в различных сектах. На наш взгляд, в популярном очерке о Бондареве и его многолетних взаимо отношениях с великим русским писате лем, следовало бы говорить не о мни мой оригинальности «учения» Бондаре ва и не о мифе возникновения филосо фии Толстого под влиянием Бондарева, а о страстных бондаревских памфлетах, его сочном мужицком языке, так восхи щавшем Толстого и Успенского. Разу меется, в русской литературе и до Бон дарева подвергались обстрелу и помещи ки, и церковники, и чиновники, но, по жалуй, впервые так сильно на эти «объ екты» напал сам мужик, вооруженный народным красноречием. В этом смысле Бондарев явился предшественником та ких писателей, как Подъячев и Вольнов. К сожалению, А. Косованов в своей книжке слишком бегло говорит об этой стороне произведений Бондарева, по форме близких к живой разговорной и фольклорной речевой стихии. Решительное обличение привилегиро ванных сословий, смелое предъявление своих прав на землю, горячая проповедь идеи свободного труда как нравственной основы существования человека, выра женное в ярком народном слове, и при влекли Толстого, только что порвавшего со своим классом. Как и Успенский, он на первых порах явно преувеличивал влияние Бондарева в формировании сво их новых взглядов. А. Косованов, к сожалению, забыл о том, что перелом в мировоззрении Толстого произошел до. знакомства с сочинениями Бондарева, да и вообще переход великого писателя в лагерь патриархального крестьянства со вершился под влиянием всей порефор менной действительности. Однако поче му же Толстой говорит о большом для него значении сочинений мужика, гово рит в ряде статей, в письмах к различ ным лицам, в своих дневниках? Безус ловно, мы не можем отрицать известной роли Бондарева в уяснении Толстым после кризиса нового отношения к окру жающей действительности. Вот почему памфлет «Трудолюбие и тунеядство» был использован Толстым в ряде публи цистических и философских сочинений, но не как готовый источник идей и взглядов, а как один из аргументов, фактов, предоставленных ему жизнью, как авторитетный материал, полученный им от представителя угнетенного на рода. Автор книжки мог бы избежать столь серьезной ошибки, если бы он опирался на достижения советского толстововеде- ния в этом вопросе. Странно, но факт: он следует за дореволюционными статья ми, но совсем не пользуется результата ми таких современных исследователей, как Н. Н. Гусев и Н. К. Гудзий. Но, быть может, А. Косованов привлекает какие-то новые, неизвестные факты из биографии Бондарева? Оказывается, нет. В книге Е. Владимирова «Л. Н. Толстой и Т. М. Бондарев», вышедшей в •Крас ноярске двадцать лет тому назад, гораз до больше фактического материала. Правда, А. Косованов кое-что сообщает читателю о неизданных рукописях Бон дарева^ хранящихся в Минусинском му зее, но ни слова не говорит, что главный памфлет, размножавшийся автором от руки, ныне хранится, кроме Краснояр ского краевого архива, в Центральном архиве литературы и искусства в Моск ве. в рукописном отделе Пушкинского дома в Ленинграде, а также в архиве покойного В. Д. Бонч-Бруевича. Непло хо бы вообще приложить к очерку спи сок сочинений Бондарева, тем более, что большая их часть еще ждет своего изда теля. Не помешала бы и краткая библи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2