Сибирские огни, 1959, № 11
го послевоенного года. Встретившись с плотниками, он вспомнил историю Сели- верста Нодковы, потом «вчерашнее об суждение итогов Двадцатого съезда», по том опять тестя. Когда Коломеец перева лил сопку, в его памяти «всплыли годы, когда он работал в Кленовке учителем», а когда встретил Кленову, вспомнил ее молодость и т. д. Другой любимый при ем Н. Шундика — описание глаз персо нажа. Когда ему нужно передать слож ное чувство, охватившее человека, он пе редает его не через тот или иной жест, слово или поступок персонажа, а просто описывает его глаза и перечисляет все те сложные чувства, которые должны в них отражаться: «В умных, спокойных глазах женщины, кроме устоявшейся пе чали,— трепетная надежда, доверчи вость, решительная готовность к чему-то большому и неизбежному». Или: ' Он молчал, «вглядываясь в парня темно-се рыми глазами, в которых грустная ус мешка как-то по-особенному оттенялась усталостью». Может быть, в заключение по обычаю надо сказать, что все ^ти недостатки не снимают достоинств книги? Но ведь снижают, и очень. Писателю еще следует найти «стиль и форму для этого очень трудного романа». Н и х . М и н о к и н О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ БОНДАРЕВА с А. ТОЛСТЫМ D 1958 году общественность Хакас- ■^ской автономной области отмети ла 60-летие со дня смерти Тимофея Ми хайловича Бондарева, русского писателя- крестьянина, имя которого в конце XIX— начале XX веков стало широко известно как в России, так и за ее пределами. Бондарев не является коренным сибиря ком, но почти половину жизни он про жил на положении вечного поселенца Минусинского уезда Енисейской * губер нии. По рождению донской казак, он си ротой попал в кабалу к помещику, и тот превратил его в своего крепостного. По- видимому, Бондарев каким-то образом выражал недовольство, и помещик от дал его, семейного, в возрасте около со рока лет, в солдаты на двадцать пять лет. Но и там крестьянин не смирился, одной из форм его социального протеста явился разрыв с официальной церковью, за что он был разжалован, лишен награ ды (Бондарев был награжден медалью за оборону Севастополя) и сослан в Сибирь. Однако и в ссылке поднадзорный Бон дарев не перестает открыто и мужест венно обличать врагов трудового народа, В этой борьбе он и обнаружил ориги-. нальный талант писателя-публициста. Самым большим и значительным сочине нием, над которым писатель трудился до конца жизни, следует считать памфлет «Трудолюбие и тунеядство , или торже ство земледельца». Произведение Бонда рева увидело свет в России уже после смерти автора, в период первой русской революции. При жизни писателя оно пе чаталось в отрывках и пропагандирова лось в статьях и письмах Л. Н. Толстого и Г. И. Успенского. При содействии Тол стого памфлет был издан во Франции и Австро-Венгрии (на чешском и словац ком языках). О Бондареве писали М. Горький, Р. Роллан, Ренан, главным образом в связи с Толстым, который назвал писателя-мужика одним из своих учителей. Небольшая книжка А. Косованова 1 в популярной форме излагает известные факты биографии Бондарева и его вза имоотношений с Толстым. Великий пи сатель о памфлете Бондарева узнал в средине 80-х годов из статьи Г. Успен ского «Трудами рук своих», а вскоре после этого познакомился с рукописью «Трудолюбия и тунеядства», которую прислал ему из Минусинска политиче ский ссыльный В. С. Лебедев (письмо Толстого к нему до сего времени хранит ся в архиве Минусинского музея). Вслед за Успенским Толстой также пишет статью о Бондареве и его сочинении, Этим и объясняется большой интерес в литературных и журналистских кругах к личности и произведению Бондарева. Не удивительно, что в дореволюционные го ды о Бондареве писали в основном на родники и толстовцы, причем те и дру гие пытались его зачислить в «свой» ла герь, объявить его своим «единомышлен ником». Только М. Горький не смешивал мужика-протестанта Бондарева ни с на родниками, ни с толстовцами. Так, в статье «Разрушение личности» (1909) по поводу рассказа Короленко «Река игра ет» М. Горький недвусмысленно писал: «Думая о Тюлине, понимаешь не только наших Мининых, но и сектантов Сютаева и Бондарева, бегунов и штунду, а чув ствительный и немножко слабоумный Платон Каратаев исчезает из памяти вместе с Акимом и другими юродивы ми». К сожалению, автор работы «Т. Бон дарев и JI. Толстой» не внял мудрой мысли М. Горького (кстати, повторенной писателем и в советское время, напри мер, в статье «О литературе»), а пошел на поводу у литераторов народнического и толстовского толка. Словом, автор не поднялся до подлинно научного и объек- 1 А. П . К о с о в а н о в. Тимофей Бондарев и Лев Толстой. Хакасское книжное изд-во, Абакан, 1958.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2