Сибирские огни, 1959, № 11
председателем, потом заведовал земель ным отделом в райисполкоме. Здесь его и настигла клевета противников. Рубцов л Митин, использовав инспирированные показания кулака Лабунца и возвраще ние из Маньчжурии бежавшего с белыми брата Кленова — Кирилла, обвинили Корнея Севастьяновича в тяжелых пре ступлениях перед народом и добились «го осуждения. Судьба Кленова — судьба суровая, исключительная. Но тем прекраснее вы сокий духовный подвиг этого советского человека-коммуниста, через все испыта ния пронесшего веру в свою партию, в свой народ, в свое святое дело. Нет, не сломился, не ожесточился Кленов, не вы студила его душу полярная стужа, не потерял он ни веры в жизнь, в людей, ни своей сердечной чуткости. И когда пар тия повела борьбу с последствиями куль та личности, Кленов вернулся в родной колхоз тем, кем он был всегда, — ком мунистом. Образ Корнея Кленова — серьезная удача Н. Шундика. Мы уже говорили о том, что в романе, изображающем большой период нашей истории, все время чувствуется свое, шундиковское, понимание событий. Ве дущ ее место в идейно-художественной концепции романа «Родник у березы», как мы уже говорили, занимает конф ликт между людьми «с коммунизмом в сердце» и «ряжеными», карьеристами и честолюбцами. По мысли Шундика, борь ба между этими силами определяет глав ное в истории тридцатых годов. С этим нельзя согласиться. Во всяком случае здесь многое автором упрощено, многое не продумано. Между тем он сам наме тил в романе другое, верное толкование. В одной из первых глав произведения чи татель узнает о сговоре белогвардейца Зарубина и кулака Лабунца. «— Вглядываться, внюхиваться нуж но в дела их, выискивать малейшую трещину,— говорит своему напарнику Зарубин.— Иной из них смелый, реши тельный, на какое-нибудь большое дело широко размахнулся, а ты науськай на него осторожненького, осмотрительного, который о своем чине больше печется и потому никаких промашек не делает... Старший Лабунец одобрительно заки вал». Как видим, здесь довольно четко опре делено место, которое занимали в борьбе тридцатых годов белогвардейцы, кулаки и троцкисты. Однако дальше эти мысли Н. Шундиком никак не развиваются. Ак тивная роль троцкистов и белогвардей цев в сюжете романа почему-то сменяет ся сугубо пассивной. Злейшие враги Со ветской власти оказываются здесь лишь слугами у «ряженых», они выполняют ■отдельные их поручения. Так кулак Ла бунец по предложению Рубцова дает ложные показания в «деле Кленова». А троцкист Марцев помогает Рубцову и Шешере в их борьбе с Гуреевым. Могут возразить, что автор и не пред полагал нарисовать все моменты и на правления сложной идейной и полити ческой борьбы тридцатых годов. Но ведь Н. Шундик сам наметил верную расста новку сил, зачем же он от нее отка зался? В одном из своих писем к сыну Алек сей Толстой сообщал: «Сейчас занима юсь... писанием «19-го года». Кажется, нашел стиль и форму для этого очень трудного романа». Вот в «Роднике у бе резы» эти стиль и форма, как мне пред ставляется, и не найдены еще автором. Композиционно роман еще не сбит и, прежде всего, потому, что в нем нет сю жетного стержня. Многочисленные темы и линии книги плохо соединены между собой, разрозненны, а иные из них прос то излишни. Характерно, что несмотря на усложненную композицию (многочис ленные ретроспекции, вставные эпизо ды), роман все же воспринимается как хроника. Этому способствует, между про чим, и то, что «связь времен» в романе осуществляется сугубо хроникальными фразами. Автору по его замыслу нужно часто перебрасывать героев из одного времени в другое, и тогда он прибегает к таким нехитрым приемам: «Через ме сяц Катю выписали из больницы. Еще через месяц она стала женой Кленова. Вскоре пришла к ним большая печаль— похоронила мать Корнея Севастьянови ча. А через два года пришла и радость: родилась дочь Танюша. «Или: «Так про шел год, месяц за месяцем покатился второй, а скрытую борьбу свою с Гурее вым Рубцов никак не мог довести до конца». Автора явно смущает временная про тяженность основного конфликта книги. Так в романе возникают как бы два пла на: с одной стороны, развивается дейст вие, а с другой — автор, как на счетах костяшки, откладывает недели, месяцы, годы, то и дело напоминая читателю, что речь уже идет о 1931... 1934... 1936 го дах. Бывает, что на одной странице и даже в одном абзаце читателю расска зывается о двух-трех годах. Поэтому конфликт в глазах читателя не углуб ляется, а как бы растягивается во време ни, теряя свою остроту, эмоциональную правдивость. Растянутость действия не способству ет и яркой обрисовке всех выведенных в книге характеров. Большая часть из них, как, например, Гуреев, Макаруша Подкова, остались во многом схематич ными. Не удались автору и фигуры яв ных врагов Советской власти, как Лабу нец, Зарубин, Марцев. Впрочем, что ка сается воссоздания человеческих харак теров, то дело здесь, по-видимому, не только в недостатке мастерства, а и в определенной авторской позиции, иногда формулируемой прямо (например, так: «Но беспощадное сито времени произво дило свою упорную работу, отделяя по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2