Сибирские огни, 1959, № 11

мая Тема его 'творчества изображение того, как в суровых условиях севера с особенной силой проявляются высокие духовные качества советского человека. Двое геологов -^Рустам Гафури и Алек­ сей Свиридов из рассказа «Закон друж­ бы» ведут разведку вдали от жилых мест. На каждом привале Гафури доста­ ет из потайного кармана пачку пожелтев­ ших бумаг. Это письма сына Гафури, по­ гибшего на фронте,— единственная па­ мять о нем. Они бесценны для старого геолога. Но вот во время перехода через горную речку Свиридов падает в воду. Ему удается выбраться на берег, но одежда его обледенела, а костер раз­ вести не удается — сырой валежник только тлеет. И Гафури, не колеблясь, подносит спичку к пачке старых писем. Разные пассажиры едут в автобусе по таежной дороге (рассказ «Синий авто­ бус»). Водитель спешит—начинают раз­ ливаться горные реки. По мосту через одну из них автобус едет прямо по воде — у моста залом, и вода уже хлещет на настил. Рискованный переезд совершен, опасность позади, можно ехать дальше. Но пассажиры требуют остановить авто­ бус и, рискуя жизнью, разбирают залом, чтобы спасти мост для того, кто поедет после них. Не всегда схватка с природой кончает­ ся благополучно. Писатель рассказывает и о трагических исходах борьбы («Надо ли обходить Киндакут?», «Неожидан­ ное»). Но и погибая, герои А. Семенова остаются победителями, их смерть не бесцельна, она прокладывает дорогу тем, кто идет следом. А. Семенов представитель роман­ тического. крыла в нашей литературе. Обычно мы связывали с романтической манерой письма такие признаки, как оби­ лие авторских отступлений, приподня­ тость речи и т. д. Этого у А. Семенова нет. Стиль его точен и суховат, манера изложения подчеркнуто объективна. Но тяга его к изображению положений ред­ ких, небудничных, чувств предельно яр­ ких, к четкому разграничению цветов не оставляет места для сомнения об особен­ ностях творческого метода писателя. А. Семенов стремится к остроте сю­ жетных построений. Обычно такой сю­ жет дает писателю возможность глубоко показать характеры своих героев. Геолог Гафури, 'скромный заведующий конной базой Сергей Сергеевич, старый якут Софрон и ряд других персонажей его рассказов — это четко очерченные чело­ веческие характеры, в которые веришь. Но порой динамика сюжета так увлекает автора, что как бы заслоняет характеры героев, и тогда писателя, естественно, постигает Неудача. Трагична судьба На­ таши из рассказа «Право на имя», но несколько глубже почувствовал бы чита­ тель эту трагедию, если бы узнал о де­ вушке что-нибудь, кроме того, что она «блондинка с черными глазами» и отли­ чалась «веселым нравом». Трудно чита­ телю волноваться за Петра из «Истории с апельсинами», если он до конца рас­ сказа остается для нас каким-то неопре­ деленным. Тут нет человеческого харак­ тера. Его заменяет мертвая пружина* нужная для стремительного развития сю­ жета. В одном из рассказов писатель гово­ рит: «Север завоевывают открыватели недр, искатели новых путей, строители приисков, поселков. Природа покоряется людям с открытой и смелой душой, лю­ дям труда. К людям с нечистой совестью, мелкой душой она беспощадна». Было бы ханжеством отрицать, что люди с не­ чистой совестью и мелкой душой на на­ шем Севере есть. Беспощадное разобла­ чение их — большая заслуга А. Семе­ нова. Один из самых сильных рассказов книги — «Волки», история побега из лагеря двух бандитов — Паука и Крош­ ки. Как всегда внешне сдержанно пока» зывает писатель животное одичание этих отщепенцев: «Крошка прижимался к Па­ уку, и одна угрюмая мысль ворочалась в его уме: «А не бросит ли меня Паук, когда достанем жратвы?» Паук прижи­ мался к Крошке и думал: «Напрасно я взял это падло с собой». Противопоста­ вив себя обществу, Паук и Крошка пре­ вращаются в зверей. Не случайно в рассказе описание бегства бандитов идет параллельно с описанием пути волчьего выводка. Когда Паук встречается с волка­ ми, это, так сказать, встреча равных. Глубоко разработан характер отщепен­ ца в новой повести А. Семенова «Бухта Желания». Серафим Любезный не гра­ бит, не убивает. Но по духу он брат Па­ ука и Крошки. Кто-то из героев повести метко называет Любезного «человеком без возраста». Он, действительно, слов­ но не имеет возраста, кажется, что он пришел из прошлого, когда на Севере царили волчьи законы. Эти законы Лю­ безный хотел бы сохранить и сейчас. Характер Серафима Любезного рас­ крывается в повести постепенно. Мы ви­ дим как бы трех Любезных. Первый из них — маленький добросовестный кон­ торский работник, чудаковатый, но без­ вредный человек. Второй — юродствую­ щий «философ» нигилизма. Кликушест­ вуя, Любезный кричит: «Солнце погас­ нет, земля остынет и — кончики! Ниче­ го не будет: ни людей, ни страстей, ни наук, ни искусств! Будут одни оранже­ вые пауки да ледяные громады на всей планете. На какой же черт что-то де­ лать, о чем-то мечтать, к чему-то стре­ миться? Все равно земля докружится до оранжевых пауков». И, наконец, третий Любезный — мелкий хищник, браконьер и скупщик краденого (это, так сказать, практиче­ ское применение теории об угасании солнца). Здесь он во всей своей наготе — маленькое ядовитое насекомое. Образ Серафима Любезного — несом­ ненная удача писателя. К сожалению.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2