Сибирские огни, 1959, № 11
мая Тема его 'творчества изображение того, как в суровых условиях севера с особенной силой проявляются высокие духовные качества советского человека. Двое геологов -^Рустам Гафури и Алек сей Свиридов из рассказа «Закон друж бы» ведут разведку вдали от жилых мест. На каждом привале Гафури доста ет из потайного кармана пачку пожелтев ших бумаг. Это письма сына Гафури, по гибшего на фронте,— единственная па мять о нем. Они бесценны для старого геолога. Но вот во время перехода через горную речку Свиридов падает в воду. Ему удается выбраться на берег, но одежда его обледенела, а костер раз вести не удается — сырой валежник только тлеет. И Гафури, не колеблясь, подносит спичку к пачке старых писем. Разные пассажиры едут в автобусе по таежной дороге (рассказ «Синий авто бус»). Водитель спешит—начинают раз ливаться горные реки. По мосту через одну из них автобус едет прямо по воде — у моста залом, и вода уже хлещет на настил. Рискованный переезд совершен, опасность позади, можно ехать дальше. Но пассажиры требуют остановить авто бус и, рискуя жизнью, разбирают залом, чтобы спасти мост для того, кто поедет после них. Не всегда схватка с природой кончает ся благополучно. Писатель рассказывает и о трагических исходах борьбы («Надо ли обходить Киндакут?», «Неожидан ное»). Но и погибая, герои А. Семенова остаются победителями, их смерть не бесцельна, она прокладывает дорогу тем, кто идет следом. А. Семенов представитель роман тического. крыла в нашей литературе. Обычно мы связывали с романтической манерой письма такие признаки, как оби лие авторских отступлений, приподня тость речи и т. д. Этого у А. Семенова нет. Стиль его точен и суховат, манера изложения подчеркнуто объективна. Но тяга его к изображению положений ред ких, небудничных, чувств предельно яр ких, к четкому разграничению цветов не оставляет места для сомнения об особен ностях творческого метода писателя. А. Семенов стремится к остроте сю жетных построений. Обычно такой сю жет дает писателю возможность глубоко показать характеры своих героев. Геолог Гафури, 'скромный заведующий конной базой Сергей Сергеевич, старый якут Софрон и ряд других персонажей его рассказов — это четко очерченные чело веческие характеры, в которые веришь. Но порой динамика сюжета так увлекает автора, что как бы заслоняет характеры героев, и тогда писателя, естественно, постигает Неудача. Трагична судьба На таши из рассказа «Право на имя», но несколько глубже почувствовал бы чита тель эту трагедию, если бы узнал о де вушке что-нибудь, кроме того, что она «блондинка с черными глазами» и отли чалась «веселым нравом». Трудно чита телю волноваться за Петра из «Истории с апельсинами», если он до конца рас сказа остается для нас каким-то неопре деленным. Тут нет человеческого харак тера. Его заменяет мертвая пружина* нужная для стремительного развития сю жета. В одном из рассказов писатель гово рит: «Север завоевывают открыватели недр, искатели новых путей, строители приисков, поселков. Природа покоряется людям с открытой и смелой душой, лю дям труда. К людям с нечистой совестью, мелкой душой она беспощадна». Было бы ханжеством отрицать, что люди с не чистой совестью и мелкой душой на на шем Севере есть. Беспощадное разобла чение их — большая заслуга А. Семе нова. Один из самых сильных рассказов книги — «Волки», история побега из лагеря двух бандитов — Паука и Крош ки. Как всегда внешне сдержанно пока» зывает писатель животное одичание этих отщепенцев: «Крошка прижимался к Па уку, и одна угрюмая мысль ворочалась в его уме: «А не бросит ли меня Паук, когда достанем жратвы?» Паук прижи мался к Крошке и думал: «Напрасно я взял это падло с собой». Противопоста вив себя обществу, Паук и Крошка пре вращаются в зверей. Не случайно в рассказе описание бегства бандитов идет параллельно с описанием пути волчьего выводка. Когда Паук встречается с волка ми, это, так сказать, встреча равных. Глубоко разработан характер отщепен ца в новой повести А. Семенова «Бухта Желания». Серафим Любезный не гра бит, не убивает. Но по духу он брат Па ука и Крошки. Кто-то из героев повести метко называет Любезного «человеком без возраста». Он, действительно, слов но не имеет возраста, кажется, что он пришел из прошлого, когда на Севере царили волчьи законы. Эти законы Лю безный хотел бы сохранить и сейчас. Характер Серафима Любезного рас крывается в повести постепенно. Мы ви дим как бы трех Любезных. Первый из них — маленький добросовестный кон торский работник, чудаковатый, но без вредный человек. Второй — юродствую щий «философ» нигилизма. Кликушест вуя, Любезный кричит: «Солнце погас нет, земля остынет и — кончики! Ниче го не будет: ни людей, ни страстей, ни наук, ни искусств! Будут одни оранже вые пауки да ледяные громады на всей планете. На какой же черт что-то де лать, о чем-то мечтать, к чему-то стре миться? Все равно земля докружится до оранжевых пауков». И, наконец, третий Любезный — мелкий хищник, браконьер и скупщик краденого (это, так сказать, практиче ское применение теории об угасании солнца). Здесь он во всей своей наготе — маленькое ядовитое насекомое. Образ Серафима Любезного — несом ненная удача писателя. К сожалению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2