Сибирские огни, 1959, № 11
каких никто никогда не видел, но в том, чтобы подметить то общее, что лежит перед всеми, что мог бы разглядеть и ка ждый читатель. « ...В созданиях поэта люди.., всегда находят что-то давно знакомое, что-то свое собственное... Сочинения, в которых люди не узнают своего и в которых все принадлежит поэту, не заслуживают ни какого внимания, как пустяки». (Белин ский). Этого своего каждый читатель нахо дит бесконечно много во всех подлинных произведениях искусства. Миллионы людей прочитали «Василия Теркина» и «Анну Каренину», и каждый из них по думал: «Верно! Правильно!» И со мной так было. Когда я разговаривал с гене ралом, то и у меня в душе такой же тре пет был, как и у Теркина. Когда я хотел сказать неправду, то и мое лицо пере стало слушаться меня, ,в точности, как у Степана Аркадьича Облонского. И от куда только писатели, узнали все это? Ведь это мои мысли, мой чувства. Пусть у меня, поэта, писателя, такие же чувства, как и у моих читателей, но ведь как раз это и придает мне особую остроту .зрения, особую способность по нимать людей, все, что может быть с ни ми; их тайны являются поэтому и мои ми тайнами. Как раз это и делает мою работу понятной и нужной людям. Если я мог понять их благодаря этой нашей общности, то па этой же причине и они меня поймут. Однако в то же время надобно под черкнуть, что настоящий большой писа тель возвышается над людьми значитель ностью своих мыслей и чувств, а это свидетельствует, что у него совсем не обыкновенные мысли и чувства. Тем-то они хороши и значительны, чуо необык новенны. Зачем я, читатель, стану интересо ваться, как думает и чувствует поэт, если он думает и чувствует в точности так же, как и я? Я подумал, что на улице слякотно и холодно, что в комнате не уютно, что на душе тоскливо. Фу, какие' нехорошие, ничтожные мысли! Да зачем же я стал бы читать книгу, если бы она была наполнена вот такими мыслями, какие мне у самого себя опротивели сво ей мелкостью, ничтожностью, незначи тельностью? «Отчего с таким нетерпением ждется каждое новое произведение от великого поэта? Оттого, что всякому хочется воз вышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего недостает мне; но он скажет, и это сейчас же еде-, лается моим. Вот отчего любовь и покло нение великим поэтам; вот отчего и вели кая скорбь при их утрате: некем;ду-| мать, некем чувствовать». (А. Н. Остров ский). Но как же так? Ведь мы только что говорили, что сила писателя, его сверх- видение и сверхслышание в обыкновен ности его мыслей и чувств. Однако здесь нет никакого противоречия. Мы подчер киваем: обыкновенные, но не те же са мые, близкие, но не точно такие же. Пи-; сатель идет не только рядом со своими1 читателями, но еще и впереди своих чи-^ тателей. \ Речь идет о сопереживании, общности,' некоей духовной близости, соизмеримо-" сти опыта. Опыт общий, но у писателя, более значительный, обогащенный глу% бокими раздумьями, значительными мыс-* лями, сильными чувствами. Как будто и„ те же самые чувства и мысли, но в т»“ же самое время и не те — выше, боль-j ше, значительнее. ' (Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2